"Гиперкочевники (hypernomades) будут руководить открытой империей без почвы, без центра - гиперимперией. Никто не будет больше лоялен никому, кроме самого себя; предприятия не будут больше иметь никакой национальной принадлежности; бедные создадут рынок среди других; законы будут заменены контрактами, правосудие - арбитражем, полиция - наемниками. Установятся новые различия: пока оседлые развлекаются при помощи зрелищ и спортивных мероприятий, огромные массы кочевников нищеты - инфракочевников - будут преодолевать границы в поисках средств к существованию. Страховые компании, ставшие регуляторами мира, зафиксируют нормы, которым должны будут подчиниться государства, предприятия и отдельные структуры. Ресурсы станут все более редкими, роботы - все более многочисленными. Время, даже самое личное, будет почти полностью поглощено использованием товаров. В один и тот же день каждый сможет сам себя починить, затем произвести протезы из самого себя, и, наконец, быть клонированным. Человек превратится в артефакт, потребляющий другие артефакты; в каннибала, поедающего каннибальские предметы; в жертву кочевых зол."
Французский политолог, экономист и литератор Жак Аттали (Jacques Attali). Аттали - эксперт международного уровня, с 1981 г. - советник президента Франсуа Миттерана, в 1991-1993 годах возглавлял Европейский банк реконструкции и развития. Член Бильдербергского клуба.
Либерал и глобалист, автор
концепции «нового мирового порядка», сторонник геоэкономического подхода в геополитике, он определяет современность как наступление «эры денег», господства либерально-демократических ценностей и рыночных отношений, основанных не только на финансовом капитале, но и на информационных технологиях. Обзор книги «Краткая история будущего». Профессор факультета международных отношений СПбГУ Юрий Акимов.
________________________________________
Предисловие
"Сам Аттали утверждает, что работал над новой книгой, руководствуясь двумя задачами. Во-первых, он стремился показать наиболее вероятный образ будущего. Во-вторых, книга сама по себе является для Аттали инструментом конструирования будущего, призванным предотвратить наиболее опасные тенденции мирового развития и помочь реализации прекрасного имеющегося потенциала.
Сегодня, утверждает Аттали, решается, каким будет мир в 2050 г., и готовится, каким он будет в 2100. И от наших сегодняшних действий зависит, будут ли наши дети и внуки жить в мире, пригодном для жизни, или окажутся в аду и проклянут нас. Чтобы оставить им обитаемую планету, нам нужно взять на себя труд подумать о будущем, понять, откуда оно приходит, и как на него воздействовать. Аттали считает, что это возможно.
Логика истории: девять сердец рыночной демократии
Аттали убежден, что история упрямо течет в единственном направлении, так, что никакой силе, даже очень могущественной, до настоящего времени не удалось ее серьезно изменить: из века в век человечество ставит примат индивидуальной свободы над всеми остальными ценностями. Это осуществляется посредством систематического отказа от подчинения всяческим формам порабощения; технического прогресса, позволяющего сокращать усилия, требующиеся от человека; а также посредством либерализации нравов, политических систем, искусства и идеологий. Иначе говоря, человеческая история по Аттали - это история возникновения личности как субъекта права, которому позволено обдумывать и определять свою судьбу; личности, свободной от любых ограничений, если только это не затрагивает права других.
Подобная эволюция, пока еще зарезервированная за самыми богатыми, постоянно приводила к тому, что власть оказывалась под угрозой, а также к тому, что возникали новые государства. В частности, чтобы заставить проявиться этот примат личности над обществом, народы поступательно вырабатывали различные системы распределения редких благ. В течение очень долгого времени они оставляли этот груз лишь полководцам, священнослужителям и монархам, стоящим во главе королевств и империй. Затем новый правящий класс, более многочисленный и более мобильный - класс торговцев - изобрел два новых революционных механизма раздела богатств: рынок и демократию. Появившиеся около тридцати веков тому назад, они постепенно становятся все более необходимыми, мирным путем формируют значительную часть мировых тенденций и являются необходимым условием будущего.
Несмотря на все более жесткое сопротивление, на все более обширных территориях рынок постепенно трансформировал сущность многих вещей (продовольствие, одежда, досуг, жилище, транспорт, коммуникация), отдававшихся поначалу бесплатно (добровольно или принудительно) в объект торговли. Затем он их трансформировал в индустриальные продукты, производящиеся серийно, в подлинные средства индивидуальной автономии.
Постепенно торговая свобода привела к тому, что зародилась свобода политическая: сначала для меньшинства, затем, хотя бы формально, для многих, на все более обширных территориях. Почти везде она замещала военную и религиозную власть. В целом, диктатура позволила зародиться рынку, который породил демократию. Таким образом, появились, начиная с XII в., первые рыночные демократии.
Еще более постепенно расширялось их географическое пространство. Центр власти над совокупностью этих рыночных демократий мало помалу смещался к западу: он перешел в XII в. с Ближнего Востока в Средиземноморье, затем в Северное море, потом в Атлантический океан и, наконец, сегодня - в Тихий. Так сменилось девять «сердец»: Брюгге, Венеция, Антверпен, Генуя, Амстердам, Лондон, Бостон, Нью-Йорк и, наконец, Лос-Анджелес.
Здесь Аттали, известный как либерал и адепт глобализма, высказывает совершенно нелиберальную мысль: постепенно соревнование приводит к концентрации власти над рынками и демократией (предположительно, являющихся одинаково доступными для всех) в руках новых подвижных элит, хозяев капитала и знаний. В результате формируются и углубляются новые формы неравенства.
Если эта тысячелетняя история продолжится еще в течение полувека, рынок и демократия распространятся повсеместно. Рост ускорится, уровень жизни вырастет, диктатура исчезнет из стран, где она еще царит. Но, вместе с тем, непрочность и вероломство превратятся в норму, вода и энергия станут более дефицитными, климат будет поставлен под угрозу; неравенство и манипуляция усугубятся; конфликты умножатся, начнутся большие движения населения.
Гиперимперия, гиперконфликт, гипердемократия
Современную ситуацию Аттали понимает просто: силы рынка взяли планету в свои руки. Большинство последних исторических потрясений объясняется именно «триумфальным маршем денег», выражением глобального всепобеждающего индивидуализма.
Если эта эволюция достигнет апогея, деньги покончат со всем, что может им помешать, включая государства (даже у США не останется шансов выжить), которые они мало-помалу разрушают. Став единственным законом в мире, рынок сформирует то, что Аттали называет гиперимперией, необъятной и планетарной, создающей торговые богатства и новое отчуждение, огромные состояния и ужасающую нищету. Природа там будет варварски эксплуатироваться; все будет частным, включая армию, полицию и правосудие. Человеческое бытие станет артефактом, предметом массового спроса, потребители которого также стали артефактами. Затем обезоруженный, бесполезный для своих собственных созданий человек исчезнет.
Но отказ от этого будущего и насильственное прерывание глобализации, по мнению Аттали, только погрузит человечество в пучину регрессивного варварства и опустошительных битв при помощи оружия, которое сегодня немыслимо. Эту войну Аттали называет гиперконфликтом, в котором противостоять друг другу будут государства, религиозные группировки, террористические организации и бандиты-одиночки. Он может привести к уничтожению человечества.
Наконец, если окажется возможным сдержать мондиализацию/глобализацию без того, чтобы обратить ее вспять; если рынок будет ограничен, но не уничтожен; если демократия станет планетарной, оставаясь полностью конкретной; если господство одной империи над миром прекратится - вот тогда откроется новая бесконечность свободы, ответственности, достоинства, ускорения, уважения других -гипердемократия. Она приведет к установлению демократического мирового правительства и созданию сети местных и региональных институтов власти. Она позволит каждому, благодаря занятости, обеспеченной сказочным потенциалом технологий будущего, двигаться к изобилию, адекватно использовать блага рыночного воображения, сохранять свободу самовыражения, оставить грядущим поколениям лучше защищенную окружающую среду; благодаря всему благоразумию мира заставить появиться на свет новые способы совместной жизни и творчества.
Историю пятидесяти ближайших лет Аттали описывает в логике перехода от гиперимперии к гипердемократии через гиперконфликт: до 2035 г. наступит конец господства американской империи, он предсказуем, как и конец всех ее предшественниц; затем хлынут одна за другой три волны будущего: гиперимперия, гиперконфликт и гипердемократия. Две волны a priori смертельные, третья a priori невозможная. Тем не менее, Аттали верит в победу около 2060 г. гипердемократии, высшей формы организации человечества, высшего выражения свободы - двигателя истории.
Сценарий будущего: роботы и глобальная война
Футурологический прогноз Аттали больше всего напоминает сценарий к фантастическому фильму в духе киберпанка. К 2035 г. к концу очень долгой битвы и посередине тяжелого экологического кризиса, США - еще доминирующая империя - будут побеждены глобализацией (мондиализацией) рынков, особенно финансовых, и могуществом концернов, особенно страховых. Истощенные финансово и политически, как и все остальные империи до них, США перестанут руководить миром. Они останутся ведущей державой планеты; они не будут замещены ни другой империей, ни другой доминирующей нацией, но мир временно станет полицентричным, руководимым десятком региональных держав.
Все начнется с демографического потрясения. В 2050 г. (если не произойдет никакой мощной катастрофы) землю будут населять 9,5 млрд человеческих особей, т.е. на 3 млрд больше, чем сейчас. Средняя продолжительность жизни в наиболее богатых странах приблизится к веку; уровень рождаемости остановится еще по соседству с порогом воспроизводства. Как следствие, человечество будет стареть. На 360 млн увеличится население Китая, на 600 млн - Индии, на 100 млн - Нигерии и Бангладеш, на 80 млн - США, на 9 млн - Франции, на 10 млн - Германии и, возможно, на 30 млн - России. Две трети населения планеты будут жить в городах, население которых удвоится, так же, как должно удвоиться количество потребляемой энергии и сельскохозяйственной продукции. Число людей трудоспособного возраста также удвоится; более двух третей детей, рожденных в эти годы, будут жить в 20 наиболее бедных странах.
В это же время (около 2050 г.) рынок, безграничный по своей природе, возьмет верх над демократией, институционально ограниченной какой-либо территорией. Государства ослабеют; новые нанотехнологии сократят потребление энергии и преобразуют последние сферы, еще остававшиеся коллективными - здравоохранение, образование, безопасность и суверенитет; появятся новые основные объекты потребления, которые Аттали называет «надзирателями» (surveilleurs), позволяющие измерять и контролировать соответствие нормам: каждый станет своим собственным врачом, преподавателем, контролером. Экономика будет становиться все более экономной в потреблении энергии и воды. Самонадзор/самонаблюдение превратится в высшую форму свободы и страх несоответствия нормам станет ее пределом. Прозрачность будет обязательна; тот, кто захочет скрыть информацию о своем имуществе, нравах, состоянии здоровья или уровне образования будет a priori подозрительным. Увеличение продолжительности жизни даст власть самым пожилым, которые решат взвалить ее на себя. Государства уступят дорогу предприятиям и городам.
Гиперкочевники (hypernomades) будут руководить открытой империей без почвы, без центра - гиперимперией. Никто не будет больше лоялен никому, кроме самого себя; предприятия не будут больше иметь никакой национальной принадлежности; бедные создадут рынок среди других; законы будут заменены контрактами, правосудие - арбитражем, полиция - наемниками. Установятся новые различия: пока оседлые развлекаются при помощи зрелищ и спортивных мероприятий, огромные массы кочевников нищеты - инфракочевников - будут преодолевать границы в поисках средств к существованию. Страховые компании, ставшие регуляторами мира, зафиксируют нормы, которым должны будут подчиниться государства, предприятия и отдельные структуры. Ресурсы станут все более редкими, роботы - все более многочисленными. Время, даже самое личное, будет почти полностью поглощено использованием товаров. В один и тот же день каждый сможет сам себя починить, затем произвести протезы из самого себя, и, наконец, быть клонированным. Человек превратится в артефакт, потребляющий другие артефакты; в каннибала, поедающего каннибальские предметы; в жертву кочевых зол.
Естественно, все перечисленные изменения не смогут произойти без ужасных потрясений. Как раз накануне исчезновения американской империи климат станет почти невыносимым, население будет вести борьбу за территории. Начнутся перманентные войны, поскольку нации, пираты, наемники, мафии, религиозные движения получат доступ к новому оружию и инструментам наблюдения, устрашения и возмездия, смогут использовать возможности электроники, генетики, нанотехнологий. Более того, подъем гиперимперии приведет каждого к тому, что он станет врагом/соперником всех. Будут сражаться за нефть, за воду, за то, чтобы сохранить территорию, за то, чтобы ее покинуть, чтобы установить одну веру, чтобы ниспровергнуть другую, чтобы разрушить Запад, чтобы утвердить его ценности. Военные диктатуры, опирающиеся на армию и полицию, придут к власти. Разразится самая губительная из всех войн - гиперконфликт.
К 2060 г. или раньше (если, конечно, человечество не исчезнет под потоком бомб) человечество не сможет больше мириться ни с американской империей, ни с гиперимперией, ни с гиперконфликтом. Новые силы, альтруистские и универсалистские, которые действуют уже сегодня, придут к власти в мировом масштабе в виде империи необходимости - необходимости экологической, этической, экономической, культурной и политической. В результате их восстания образуется гипердемократия.
А что же Россия?
России также нашлось место в апокалипсических построениях Аттали. Правда, части книги, посвященные анализу российского будущего, написаны в довольно сдержанных тонах, далеких от киберпанковского разгула. Нашу страну Жак Аттали относит к числу так называемых «Одиннадцати» - одиннадцати ведущих стран (кроме США и ЕС). Кроме России, в их число входят Япония, Китай, Индия, Индонезия, Корея, Австралия, Канада, ЮАР, Бразилия и Мексика.
По мнению Аттали, Россия могла бы обрести лучшее демографическое равновесие и использовать часть нефтяных доходов, чтобы как следует организовать свое развитие. Став в 2006 г. первым производителем черного золота, опередив Саудовскую Аравию (с запасами 100 млрд баррелей) и первым производителем титана, ее ВНП должен к 2025 г. превзойти ВВП Германии, Англии и Франции, и тогда она станет шестой экономикой в мире. Благодаря валютным резервам, накопленным от продажи нефти, Россия получит средства на покупку промышленных технологий Европы и Запада, что обойдется ей дешевле, чем модернизация собственных предприятий. Нефть будет продолжать обеспечивать половину ее налоговых поступлений.
Как и другие из числа «Одиннадцати», Россия будет развивать городскую инфраструктуру, юридические рамки, защищающие частную и интеллектуальную собственность, современную банковскую систему, и особенно улучшать свою систему здравоохранения: средняя продолжительность жизни (упавшая в 2006 г. до 59 лет у мужчин и 72 лет у женщин), снова начнет расти; численность населения стабилизируется на уровне 120 млн в 2025 г. (по сравнению со 142 млн сегодня). Россия также будет сталкиваться с новыми угрозами: исламской - с юга, китайской - с востока.
В книге Аттали также можно найти углубление тезисов, которые он излагал и развивал в своих предыдущих эссе и романах. Напомним, что задолго до того, как об этом стали широко говорить, Аттали предсказывал геополитическое движение мира к Тихому океану, финансовую нестабильность капитализма, климатические изменения, возникновение виртуальной экономики, хрупкость коммунизма, угрозы терроризма, появление «нового кочевничества», всеобщее распространение мобильных телефонов, персональных компьютеров и Интернета, ведущую роль искусства и, в особенности, музыки в создании мирового разнообразия. Многие его прогнозы сбылись."
Вадим Нифонтов - Пробуждение великого дятла
"Мировая пресса
погнала волны статей и библиографических заметок о новой книге Аттали "Краткая история будущего". Выяснилось, что философ жив-здоров и даже намерен повлиять своими рассуждениями на то, каким будет мир в 2050 г., а потом, если всё будет хорошо, напишет и про 2100 г.
Интеллектуальной модой буквально в последние несколько недель стал вдруг не кто иной, как Жак Аттали. Честно говоря, я думал, что про него уже основательно забыли - в начале 90-х гг. книги "1492" и "Линии горизонта" были своего рода сенсацией и на очень многих, включая автора этих строк, оказали определённое влияние, однако потом футурологическая звезда Аттали как-то незаметно закатилась. В начале 2000-х гг. уже и не всякий образованный гуманитарий знал о том, кто это такой (могли и философом 19 века обозвать).
И вдруг произошёл резкий всплеск - мировая пресса погнала волны статей и библиографических заметок о новой книге Аттали "Краткая история будущего". Выяснилось, что философ жив-здоров и даже намерен повлиять своими рассуждениями на то, каким будет мир в 2050 г., а потом, если всё будет хорошо, напишет и про 2100 г. Этим он очень напомнил Солженицына, который писал "Красное колесо" в назидание потомкам, да не успел - новое колесо покатилось по русским головам, когда до точки в эпопее было ещё далеко.
Признаюсь честно - саму книгу Аттали я ещё не читал. Боюсь, что на известных мне языках её пока и в природе не существует, а французским я, увы, не владею. Однако примерно две дюжины рецензий прочитать удалось. И, знаете ли, создалось впечатление, что Жак Аттали, как старательный дятел, продолжает долбить всё то же, что он говорил двадцать лет назад.
Аттали считал и считает, что в истории человечества есть только один вектор - освобождение человеческой личности от внешних оков. Из столетия в столетие эта самая личность, часто с боем, отделывается от всего, что стремится её поработить, от всяких абстрактных тотальных сущностей вроде "общей веры", "почвы", "крови", идеологий и так далее. От всего, что связывает её некими вынужденными узами с другими человеческими личностями. В сущности, происходит атомизация общества, каждый человек превращается в некий самодостаточный мир, границы которого не могут быть пересечены, если сам человек этого не захочет. Торжествует принцип "моя душа - моя крепость".
Естественно, в ходе процесса Великого Освобождения Личности разрушатся все тотальные структуры - такая судьба ждёт как государство (это-то понятно), так и священную корову корпоративности (поскольку личность нельзя будет ограничить корпоративными рамками, эти структуры приобретут неуловимый, виртуальный характер). Вопросы личной безопасности и т.п. будут решаться самой личностью. На место закона придёт временный контракт.
Побороть эту тенденцию, считает Аттали, невозможно. Все победы над ней будут временными, потом атомизация всё равно возьмёт своё. А сферой взаимоотношений "людей-атомов" вполне логично оказывается рынок, то есть процессы обмена одних стоимостей на другие. Никуда от этого процесса превращения мира в глобальный рынок не деться - остаётся, как говорится, расслабиться и получить удовольствие. Тем более, что от такого вектора развития пользы людям будет больше, чем вреда. Наличия вреда Аттали, кстати, и не отрицает - он всегда писал, что в таком обществе всё более критичным будет владение ресурсами, например, энергетическими, и их хозяева смогут поставить тех, кто ими не владеет, на колени.
В конечном счёте, намекает Аттали, рынок уничтожит последнюю тотальность - индивидуальное человеческое тело. Люди смогут бесконечно клонировать себя, пользоваться протезами для различных органов (в том числе протезами, резко повышающими их эффективность), менять внешность, пол, возраст в соответствии с собственными желаниями. При этом, понятное дело, они смогут воспользоваться частями тела собственных клонов (этаких "людей второго сорта"), и Аттали никогда не скрывал, что это, в сущности, можно считать каннибализмом.
Судя по рецензиям, новая книга Аттали посвящена описаниям страшных социальных катастроф, которые ждут человечество в ближайшие 50-100 лет, а также счастливого спасения от них путём некоей "гипердемократической революции". Но в данном случае нас интересует не это. Серьёзнее другое - судя по всему, общий вектор развития человечества Аттали определил более или менее верно. Всеобщее разрушение тотальностей, этакий "апофеоз беспочвенности" и есть едва ли не основная линия истории, как минимум, последних четырёх-пяти веков.
Вместо того, чтобы сразу подвергать её критике и обзывать "путём в тупик", посмотрим, какие перспективы на этом пути рисует Аттали - вдруг кому-то и понравится? А выглядят они следующим образом. Разрушение тотальностей приводит к одной интересной вещи - полному освобождению человеческой души из самых разных "темниц" и "оболочек" (от "крови и почвы" до, в буквальном смысле слова, собственного тела). Что дальше будет с этой дистиллированной душой, не очень понятно. Тут Аттали, так сказать, начинает впадать в идеалистический оппортунизм и выдумывать политические решения проблемы на уровне "человечество установит гипердемократию, и мировая гармония сразу восторжествует". Однако ещё в середине 90-х гг. один футуролог и по совместительству владелец известной компании аудиотехники (его имя, увы, напрочь вылетело из головы) как-то написал, что "чистая душа" сделает очень простую вещь - переведёт себя в цифровую форму, превратится в некое подобие компьютерной программы и тем самым, наконец, обретёт бессмертие, навсегда уйдя в кремниевый мир. На смену "белковому человеку" придёт "электронно-кремниевый дух", который и есть тот самый сверхчеловек, предсказанный Ницше.
Перспектива, если задуматься, не такая уж и фантастическая. Так что, может, катастрофы, предсказанные Аттали, попросту не понадобятся. Однако в "Краткой истории будущего" содержится ещё пара идей, которые философствующий дятел Аттали вбивает в головы читателей уже не первое десятилетие. Прежде всего, это описание грядущего стиля жизни, как "кочевничества". Большинство людей, кроме небольшой части откровенных неудачников ("оседлых"; впрочем, в некоторых случаях "оседлость" будет признаком очень большого богатства) не будет "привязано" ни к чему. Их жизнь станет хаосом кочующих душ-атомов, вступающих в виртуальные (контрактные) отношения между собой.
При этом кочевников будет два типа: так сказать, "всадники" и "пешие". Предполагается, что "всадники" будут управлять миром, а "пешие" - бродить по этому миру в поисках лучшей доли. И те, и другие будут нещадно эксплуатировать "оседлых", не вписавшихся в глобальную экономику. Другая идея состоит в том, что элита кочевников, "всадники", уже формируется, и в неё попадут те, кто уже сейчас понял, что "номадизм" в качестве стиля жизни неизбежен, кто учится осваивать эту технологию существования и при этом получает те знания, которые помогут ему удерживаться на плаву в океане глобальной экономики. Те, кто быстрее всех оценит сложившееся положение, окажутся в первых рядах высшей касты кочевников, остальные осознавшие попадут в некий "глобальный средний класс". Ну, а те, кому осознать происходящее не дано, навсегда окажутся на дне глобалистской экономики.
Аттали показывает, что исторические процессы неуклонно ведут к созданию некоего кастового общества, где есть "философы" (очень богатые индивиды, способные позволить себе оседлость и глубокие "размышления о сущем"), "воины" (высшая часть кочевников), "торговцы" (глобалистский средний класс) и "крестьяне" (навеки привязанные к почве неудачники). И избежать создания этого общества невозможно, да и не нужно. Во всяком случае, так он говорил раньше.
Судя по описаниям "Краткой истории будущего", теперь он испугался собственных построений и предлагает некое идеальное решение в виде строительства "гипердемократии". Похоже, Великий Дятел сам не рад тому, что нарисованная им картина помаленьку воплощается в жизнь, и ему хочется как-то изменить предначертанную человечеству судьбу. Ради этого он неожиданно и проснулся.
Однако в своих сочинениях Аттали ничего особо нового не сообщает - в сущности, это всего-навсего изложенные современным языком построения гностиков об освобождении души от "оков косной материи", этакий техногностицизм. И если раньше он лишь переделывал старую гностическую картину мира на новый лад (причём это казалось едва ли не откровением), то в "Краткой истории будущего" явно прослеживаются элементы, заимствованные из "Откровения Иоанна" - вселенская катастрофа, тысячелетнее царство счастья, спасение избранных, а затем всех остальных и так далее. Знакомые мелодии, хоть и без указания источника (что же, как известно, Жак Аттали - довольно гордый человек…). Тем не менее, показательно, что в конце жизненного пути в пророчествах Аттали вдруг зазвучали, хоть и сильно сдавленные, искажённые - но всё же христианские мотивы. Чистый интеллект, лишённый любых ограничителей, в своём путешествии неизбежно наталкивается на объекты, которые вызывают у него панический ужас и заставляют оглянуться назад - и тогда он превращается в подобие соляного столпа. Похоже, тут именно такой случай…"