Винеры и лузеры

Sep 10, 2019 00:30


«Плачь больше, карта слезу любит.» - народная картежная мудрость.

Пролог.

В культовой книге «Фрикономика», в числе прочего, обсуждается вопрос, насколько имя влияет на жизненный успех. Общий вывод, пожалуй, что влияет не столько имя, сколько вся среда - родные, окружение и так далее, которая имеет и непосредственное отношение к выбору имени. То есть, как часто бывает, некоторая корреляция между двумя вещами вызвана не причинно-следственной связью, а общей зависимостью от чего-то третьего.

В качестве примера приводится рассказ об одном Гарлемском афроамериканце назвавшем одного сына Винер, а другого Лузер. В итоге Лузер закончил колледж и, в соответствии с мечтой матери, работал в Нью-Йоркской полиции, а Винер мог похвастаться только многочисленными приводами в эту самую полицию по разным поводам.

Конечно, такие имена это любопытный курьез, а обычно слова винер и лузер (winner и loser), переводимые как победитель и неудачник, относятся или к характерам или к реальным достижениям в жизни. При этом характер-то закладывается в детстве, зачастую окружением или случайными, а то и генетическими, факторами, считай, как в той истории с именами, и последующие достижения  могут запросто ему не соответствовать. Понятно, что винер умеет выигрывать, а лузер проигрывать, а вот наоборот? Мне как-то кажется, что настоящий винер почти не умеет серьезно проиграть, и зачастую он просто сломается. Постоянно выигрывающий боксер имеет мощный удар, но свой чайник у него не очень тренирован. Так что он может и с пары пропущенных ударов развалиться. А вот лузер по характеру вполне может быть успешным в жизни. Вряд ли это будет для него такой уж бедой, скорее для окружающих...

В этом эссе пойдет речь о двух исторически крупнейших партиях Израиля: Ликуде и Аводе, вполне реализующих такой вот перекрестный паттерн.

Историческая справка.

Вторая и третья волны репатриации, пришедшиеся где-то на 1905-1920, определили идеологию и устройство еврейского Йешува времен английского мандата, а затем и возникшего из него государства Израиль. Большинство приехавших тогда придерживалось социалистических взглядов, поэтому возникшая рабочая партия (или партия рабочих Израиля) обладала практически полной монополией на власть, и она тесно срослась с другими созданными тогда институтами, такими как еврейское агенство сохнут, профсоюз hистадрут, основные защитные бригады hагана, киббуцное движение, и так далее. С момента создания Израиля в 1948, эта партия и ее прямой наследник партия Авода непрерывно возглавляли коалицию вплоть до проигрыша на выборах 1977 года, часто именуемого переворотом.

Конечно, влияние этой партии на разнообразные элиты оставалось очень сильным еще много лет. Это относится и к судебной системе, и к прокуратуре, и к прессе, и много к чему еще. Неудивительно, что Авода по характеру партия-винер, и ее внутренний и внешний дискурс всегда включают слова про идеологический путь, лидерство и национальную ответственность, а каждый лидер Аводы - это, конечно же, кандидат в премьеры, причем лучший из того, что предлагает политическая система. Это то, чего партия от него ждет, и это то, что она продает избирателям.

Основной оппозицией социалистам стало созданное  Жаботинским ревизионистское движение. Оно отличалось либеральным взглядом на экономику и более милитантным подходом к отношениям с англичанами; после образования государства на его базе была создана партия Хейрут (свобода). Немного упрощая, можно сказать, что дальнейшие волны репатриации поначалу оказывались внизу социальной лестницы и давали мощную подпитку оппозиции - одни были более буржуазны (из Польши и Германии), другие приехали из арабских стран, наконец приехали «новые» русские (и, в отличии от репатриантов второй и третьей волны, эти социализма насмотрелись), и так далее. Все эти группы подпитывали оппозиционную партию на базе Хейрута, или его прямого наследника Ликуда, образовавшегося после поглощения Либеральной партии. Можно сказать, что Ликуд изначально образовался объединением большого числа разнообразных недопущенных в элиту групп. Часть его членов и избирателей была реально дискриминируемой, часть так себя ощущала, и, по большому счету, по очень базисным рефлексам это партия лузеров и партия реванша.

Рокировочка.

Будучи партией хозяев жизни, Авода не очень старалась рекрутировать новую публику, особенно среди новоприехавших, и большинство так или иначе оказывалось на стороне Ликуда. Неудивительно, что в какой-то момент андердог вырос и начал побеждать на выборах. После 1977 последовали лет 15 довольно ровной борьбы и правительств национального единства, а за последние почти 30 лет Авода была у власти только в 1992-1996 и 1999-2001.

Неадекватность реакции Аводы на происходящее очень хорошо видна уже по списку их лидеров. Если в 1974-1996 это были то Рабин, то Перес, то после 1996 список выглядит так: Барак, Бен Элиэзер, Мицна, Перес, Перец, Барак, Йехимович, Герцог, Габай, Перец. Про каждого говорили, что он будет идеальный премьер министр, и почти всегда избавлялись от него после проигранных выборов (Барак в 1999 выиграл). Название партии за это время менялось после присоединения мельчайших фракций на «Один Израиль» и «Сионисткий лагерь». Складывется впечатление, что партия запрограммирована патерналистски управлять страной и большой фракцией, а в остальных ситуациях полностью теряется. Никакой внятной идеологии после провала Осло она не внесла, а всю реформу предлагает на уровне пришить другую голову к мертвому телу и поменять название. На последних выборах она скатилась на пятое место с шестью мандатами, и есть ощущение, что наш политический винер если и не при смерти, то в глубоком нокауте. В общем, все по теории, что проигрывать винеры не умеют. И, честно говоря, несмотря на огромные исторические заслуги, этого винера не жалко.

Свято место пусто не бывает, и за последние 40 лет партия лузеров почти все время находится в коалиции, а больше половины времени ее возглавляет. Для сравнения, с 1948 по 1977 Мапай/Авода правили 30 лет (хотя, конечно, мандатное время тоже надо как-то учитывать). Это отнюдь не мешает ликудникам и их избирателям все время ныть, что все места в судах, прессе и министерствах, захвачены левыми. Карта слезу любит, а плакать лузеры умеют очень качественно. Просто для примера - что бы вы сказали, если бы Брежнев в 1980-м году отбрехивался, что не успели построить коммунизм, обещанный Хрущевым, из-за слишком большого урона, нанесенного немцами в Великую Отечественную? А ведь от 1945 до 1980 только 35 лет прошло! Да никому в голову не приходило валить на немцев экономику в 80-ые. А нашим лузерам - раз плюнуть. Может, все же дело в том, что у них голова не там пришита, если за 40 лет элита не перековалась? Может, вместо того чтобы воспитывать новую элиту в своей идеологии, дорвавшиеся до власти лузеры просто пытаются подкормиться за то время, что их задвигали? Недаром, когда Лимор Ливнат спрашивала членов ЦК на партконференции: « Мы были выбраны распределять синекуры?» (?האם נבחרנו כדי לחלק ג'ובים), то ей кричали: «Да!» А министр Цахи Анегби хвалился, что в крошечное министерство экологии назначил десятки ликудников. Короче, назначить некомпетентного партийца, чтобы хапнуть хорошую госзарплату и получить поддержку на праймериз - это они умеют на пятерку. Так свои кадры не выкуешь, но если это все, что ты умеешь и делаешь, то хотя бы не ной вот уже сорок лет про засилье леваков.

Пока все так выглядит, что под руководством победивших лузеров нам еще жить и жить, и раз уж родовая травма не прошла за 40 лет, то никуда она не денется. Тему можно развивать еще долго, но непонятно зачем. Если вас и так достало несолидное поведение партии власти, включающее в себя постоянное прибеднение, страшилки «без нас страна рухнет», и рекламу от противного - на любую критику следует ответ, а у вас негров линчуют, то вас убеждать не в чем. А если вы за все это честно болеете, то вряд ли согласитесь с диагнозом. Люди (и партии) нечасто признаются в том, что у них синдром лузера. Особенно, если они - победившие лузеры.

Дополнение.

Я все-таки не удержусь и дам еще один пример. На предпоследних и последних выборах, в день голосования главный ликудный начальник ББ производил компанию показной истерики - один раз кричал про автобусы с арабами, едущими голосовать, другой раз прибежал в костюме на пляж в Нетании с криками идите голосуйте, отечество в опасности. В последнем случае это не помешало ему тем же вечером абсолютно самоуверенно начать говорить о правительстве, которое он создаст. Кстати, когда правительство не сложилась, опять последовала истерика, на этот раз не показная. Сам ББ актер, и все, кроме последнего облома, было посчитано его штабом и рассчитано на его избирателей - лузеров. Винер по характеру не сможет осилить такой контраст - он постарается выиграть как винер. Конечно, на грани проигрыша он может заистерить и потерять лицо, почувствовать себя лузером, но тогда и приходить в себя будет долго, а урок запомнит. А такое преображение из грязи в князи и из князи в грязи - это комедия, которую ББ исполняет для лузеров. Жанр им не надоедает, надо только слегка варьировать тему. Есть подозрение, что в этот раз нас ожидают потасовки на участках, «украденные выборы»  и «растоптанная демократия».

забористое, эссе

Previous post Next post
Up