Откуда мне знать, какой мир создаст Котовский в своем Париже. Или, правильнее сказать, какой Париж создаст Котовский в своем мире. В. Пелевин, "Чапаев и Пустота".
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
По счету, милые, у нас
Какой Василич во дворце?
Вечнозеленый пастернак.
На днях состоялось
занимательное обсуждение того, какой по счету Василич правит Россией. Я догадываюсь, какая в большинстве своем будет рефлекторная реакция у тех, кто не поленится сходить по ссылке (или уже и так читал), но... не спешите. Собственно, примерно такую реакцию продемонстрировали мои домашние в ответ на краткий пересказ: "И на какую ж херню, прости господи, ты время находишь. Мемельский немец, понимаешь..." И через пять минут по другому поводу: "Да, кстати, этот приколист, который пять часов там стебался без перерыва на прямой линии, он уже совсем не похож -- ни мимикой, ни речью. Хороший пародист, это не абы кто в гриме, у меня глаз такое хорошо ловит. А настоящий, вроде, из бункера не выходит. Если жив еще..."
Теперь подумайте еще раз... Насколько тут линия тонка, если очень многие вполне согласны с тем, что по поверхности вместо бункерного деда гуляют всякие дубли с кликухами удмурт, банкетный и прочие (
есть даже статейка про все эти наветы в вики), а вот весельчаку уже и прямую линию поручили. Такое часто бывает, когда то, что сейчас в моду вошло, немножко назад проецируют -- мы, мол, всегда знали. Обычный психологический глюк и у конкретных личностей, а уж когда речь идет о народном коллективном бессознательном видение ситуации... Тоже нам новость, типа, да там этих Василичей еще с веселых 90-х гуляет...
Ну ладно, вроде как разобрались? А теперь я вам покажу, какой Котовский все это придумал еще в 80-х. Первый рассказ Пелевина назывался "Реконструктор (об исследованиях П. Стецюка)", и сам классик, тогда еще немножко разговаривавший с прессой,
описывал его рождение так: "Мне было около двадцати пяти, и я был аспирантом. Мне пришла в голову забавная мысль о секретных наследниках Сталина, до сих пор живущего в системе подземных пещер и туннелей под Москвой. Это не было первой забавной мыслью, пришедшей мне в голову, но это был первый раз, когда я решил её записать. Когда я сделал это, получился короткий рассказ. Я не могу сказать, что рассказ был очень хорош, но мне понравилось чувство, которое я испытывал, когда я его писал - это не было похоже ни на что, испытанное мной ранее. Так я начал писать короткие рассказы."
В рассказе сидящий в кремле усач и его свита только изображают для народа реальных правителей, сидящих в бункере. Под землей происходят разные разборки, Сероба Наболдяна, бывшего Сталиным в 1932-1935, убивает случайно провалившийся в люк уборщик слоновьего дерьма в зоопарке, который зовет туда собутыльников и пьет, отдавая невнятные приказы наверх, приведшие к террору 1937, и т.д.
Интересно, какое чувство испытывает классик сейчас, глядя из своего Таиланда Парижа на весь этот придуманный им бункерный праздник, и не жалеет ли, что эта забавная мысль тогда пришла ему в голову...