Общественный договор в Израиле

Aug 23, 2024 01:25

После мордорских понятий об устройстве общества поговорим об альтернативе. За запад не скажу, так тонко не чувствую (и он везде разный), пост будет об Израиле, где очень сильна местечковая особенность -- страна маленькая, круги замыкаются легко, и не империя, а провинция у моря. Но только без метрополии, хоть и со старшим братом в виде дяди Сэма.

Так вот, основным общественным договором является понимание того, что выжить тут можно только вместе, что община обязана заботиться о базисной безопасности каждого, и что все должны в это вкладывать. В экономическом плане все не так -- плюшки врозь, есть страны с намного большей социальной структурой. Да, у нас всякие волонтерские организации хорошо развиты, но все же это не часть договора. А вот в области безопасности государство вам должно близко к максимуму для него возможного (что все равно намного хуже, чем в Швейцарии..., тут все-таки БВ), и государство -- это не абстракция, это его граждане вместе, вот они и должны. Звучит весь этот пафос, как агитка, а Паниковский не обязан всему верить, поэтому главное тут подобрать пруфов и примеров. Особенно, в сравнении с мордорским примером в прошлом посте.

1. Где кончается Беня Крик и начинается полиция. Здесь вполне есть рэкет, но он почти всегда ограничиваются экономическим ущербом. Не убивают. А уж российские утюги с паяльниками немыслимы. Почему? Есть красные линии. Пока портят бизнес (воруют со строек, жгут офис), менты могут и вообще не расследовать по-настоящему, но если убивают, то сразу выделяют  другие силы. Поэтому бандюкам элементарно не выгодно, не то что они тут более цивильные. И тем более не дошло до убийств с особой жестокостью -- это было бы во всех газетах, полный зашквар. В отличие от россии, где логика в общественном договоре была, что если чувак бизнесмен, то типа норм. Профессиональный риск. -- Надо же, соседа сожгли. --Нифигасебе, А что, случилось? -- Да бизнес с кем-то не поделил. -- А-а, ну тогда понятно.

2. Выкуп пленных. Очень большие усилия по вызволению своих пленных или просто сидельцев за бугром, хоть явных уголовников. В какой-то мере галутная общинная реакция. Цена непропорциональна. Например, за  девицу с гашишем, хапнутую путиным, отдали солидную недвижимость. За похищенных солдат тоже регулярно меняли по 50 террористов. Довели дело до абсурда в 2011, когда сми и бибка смогли раскрутить народ на обмен одного солдата на тысячу, включая террорюг с многими пожизненными. Это было затмение мозгов, но оно случилось на благодатной почве -- рефлекс очень сильный, и считали, что можем себе позволить (ну или бибка так врал, а сам знал, что нет). После раскрутки в сми этот шаг был очень популярен -- сам бибка фотался с солдатом как отец нации, папа солдата пытался выбраться в кнессет как селебс, а газеты долго писали, куда он пошел и где провел день. Сравним с мордором, который меняет главным образом шпионов, убийц и оружейных баронов. Короче, службистов.

3. Кто служит. В элитах служат срочником, а потом резервистом почти все. Это включает верхние децилей шесть по зарплатам, это включает детей политиков и министров, это включает ученых, это включает хайтек, это включает врачей. Погибли дети у министров Рафуля Эйтана, Бени Бегина, Гади Айзенкота (наверняка, список очень неполон).

Я как-то смотрел школу в Иерусалиме, там есть данные -- процент выпускников, получивших аттестат, и процент призвавшихся. Корреляция сто процентов. А почему Израиль всегда пытался избежать долгих войн? Да экономика не тянет! Армия народная, в период войны массовый призыв резерва, работать становится некому. Более того, если в штатах элитные круги и знакомства (алюмни) формируются в Йеллях-Гарвардах, то здесь они часто формировались в элитных частях (раньше -- спецназ, летчики, сейчас в большой степени технологические части). Сравним со ставкой нынешней мордорской армии на алиментщиков, должников и глубинных бурятов, и с тем, как дети начальства или научно-технической элиты служат -- никак.

Естественно, это происходит в рамках общественного договора и чувства, что защищают себя и свою семюю (в коллективе), а не начальство, которое само не вкладывается. И что если тебе будет надо, то за тебя вложатся по полной. Естественно, поэтому же и начальство себя ведет так же. Я подозреваю, что без этого чувства, что должен не только ты, но и тебе/твоей семье, работать может только мордорская модель -- когда сгоняют самых тупых (промыв мозги) и/или самых бедных (за копеечку). Качество и эффективность такой армии будет соответствующим, но большая страна, где орков много и популярны заградотряды, зачастую может себе позволить. А мы -- нет.

4. Исключения. Есть сектора, которые туда не входят. Из еврейских это главным образом харедим. Они не считают государство своим и вкладывать в общак не собираются (хотя раньше это было чуть по-другому). И вообще не видят себя частью никакого общественного договора вне своего сектора. Вот, типа, наша община, там мы должны, остальное -- не наша. Тем не менее, зонтик, который держат остальные, распространяется и на них в точно такой же степени. Остальные видят их своей частью.

местечковое, эссе, общественный договор

Previous post Next post
Up