Почему Гитлер отказался от штурмгевер44?

May 17, 2015 08:20

Примечание переводчика.
Послушать наших либералов, так народ у нас вопреки Сталину аж целую войну выиграл. И какую войну, и против кого! Человека, нагнувшего всю Европу. А вот немцы, получается, вопреки своему вождю, какой-то автомат не смогли протащить. Слабаки.
Да, и еще. В данной статье вникать в тонкости терминов автомат, штурмовая винтовка, автоматическая винтовка, самозарядная винтовка, не вижу необходимости, ибо упор в статье сделан на другое. Но зато здесь не премину отметить, что в немецкой статье отмечается, что наши самозарядные винтовки были выпущены раньше немецких, гораздо большей партией, и были на порядок надежнее. Так-то вот!



Фото: Bundesarchiv,Bild 101I-090-3912-07A / Etzhold /
Самозарядная винтовка Г-43 была принята вермахтом в 1943 году, и показала себя надежной и крепкой, но недостаточно меткой.



http://www.welt.de/geschichte/zweiter-weltkrieg/article139819500/Warum-Hitler-das-Sturmgewehr-44-ablehnte.html

Свен Феликс Келлерхоф

В дебатах о сильных и слабых сторонах нынешней штурмовой винтовки бундесвера постоянно проводятся параллели с вермахтом, оружие которого страдало изъянами в матчасти, дополняясь причудливыми представлениями Гитлера.

Винтовка, "не пригодная к боевому использованию", - процитировал в передаче телеканала ARD вечером прошлого воскресенья Дитер (он же "Макс") Моор заключение от 1943 года. В свете сегодняшних разногласий по поводу мнимой или истинной неприспособленности к длительной боевой эксплуатации нынешней штурмовой винтовки (далее просто винтовки) под сокращенным обозначением Г36 эта констатация вызывает эффект дежавю: не только армия федеративной республики, но еще и вермахт третьего рейха водились за нос своей оборонной промышленностью. По меньшей мере, такое впечатление остается от итогового комментирования швейцарского журналиста.



Фото: dpa
Меткость под вопросом : стандартная винтовка бундесвера Г36.

Однако, как часто бывает, более пристальный взгляд заставляет быть более осторожным со скоропалительными отождествлениями. Независимо от того, сконструировала ли кузница оружия "Хеклер Кох" выдающуюся или никчемную винтовку, проблемы с оружием у вермахта носили совершенно иной характер. Во всяком случае, проблемы у винтовки Г43 с ныне обсуждаемыми проблемами нынешнего оружия не имеют ничего общего.

Вермахт вступил в 1939 году во Вторую Мировую войну с карабином 98К, представлявшим собою модернизацию винтовки Маузера, стандартной немецкой винтовки еще времен Первой Мировой. Карабин представлял собою точное и крепкое оружие с надежным затвором, но с ручным досыланием патрона. Вследствие этого максимальная скорострельность составляла один выстрел в секунду, а магазин емкостью всего лишь в пять патронов заставлял солдата стрелять экономно из винтовки.

Еще одним недостатком была очень сильная мощность патрона для 98К. При калибре 7,92 мм гильза имела в длину 57 миллиметров, и снабжалась большим пороховым зарядом. Правда, это придавало пуле большую пробивную способность и дальность полета, но сильнее изнашивало ствол. Кроме того, стрелкам приходилось терпеть сильную отдачу.



Фото: Wikipedia/Armémuseum, Stockholm
Винтовка Г41 от фирмы "Маузер" показала себя неудачной конструкцией.

Тем не менее, Управление вооружения сухопутных сил решило оставить этот патрон для стандартной винтовки. Новая винтовка должна была стать десятизарядной автоматической, а не ручного перезаряжания, в идеале позволять стрельбу очередями, то есть комбинировать преимущества карабина и пистолета-пулемета. Две ведущих оружейных фирмы - помимо "Маузер" была привлечена и фабрика спортивного оружия Карла Вальтера, получили заказ на разработку, и обе представили в 1941 году прототипы под названием "винтовка 41".

Обе конструкции оказались фактически не боеспособны. Они были просто слишком сложны, чтобы в суровых условиях реальных боев надежно функционировать. Правда, опция стрельбы очередями была уже отменена, но конструкция винтовки "Маузера" с затвором, действующим по принципу использования энергии отводимых из канала ствола пороховых газов, была чувствительна к загрязнениям и, как следствие, к задержкам в стрельбе из-за неподачи патрона в патронник. Число изготовленных винтовок Маузера образца 1941 года оценивается в 7-12 тысяч штук, что на фоне 7,5 млн карабинов 98К, выпущенных с 1939 по 1945 годы просто мизер.

В отличие от "Маузер" фирма "Вальтер" изготовила 120 тысяч винтовок своей версии. Иначе сконструированный затвор лучше подходил для задачи автоматического заряжания, но тоже не был удовлетворительным. Очевидным образом, патрон, использованный в винтовках, был слишком сильным, ведь одновременно надежную работу показали затворы пистолетов-пулеметов МП-38 и МП-40, "работавших" на патронах калибра 9 мм, имевших при длине гильзы 19 мм гораздо меньший пороховой заряд.



Фото: dpa
Штурмовая винтовка - штурмгевер44, была отклонена Гитлером.

Управление вооружений еще в 1938 году понимало, что приверженность патрону 7,92х57 может оказаться тупиковым решением. Поэтому оно выдало заказ на конструирование принципиально нового "карабина-пулемета", под патрон 8 мм с длиной гильзы 33 мм. Вследствие этого на свет появилась первая настоящая представительница класса штурмовых винтовок, прошедшая испытания в 1943 году и массово внедренная в эксплуатацию в 1944-м. Штурмгевер44, вне сомнения, стал лучшей винтовкой Второй Мировой войны.

Однако Гитлер не хотел этого оружия. Вероятно, по причине идущей со времен ПМВ "склонности" к карабину 98 он требовал остановить процесс усовершенствования конструкции под промежуточный патрон 8х33, материальные затраты на изготовление которого, дальность стрельбы и пробивная сила находились где-то посередине патронов 9х19 и 7,92х57. Министр вооружений Альберт Шпеер в тайне продолжил дальнейшую работу над перспективным оружием.

Фюрер же, напротив, хотел переработки конструкции "Вальтера", то есть из Г41 в Г43. Для модификации должны были быть использованы конструкторские идеи трофейных советских самозарядных винтовок конструкций Симонова и Токарева. Мысль была в том, что то, что работает в Красной Армии в миллионах экземпляров, должно помочь немецким солдатам в их борьбе. Решающими оказались две новинки: теперь для функции самозаряда использовался не газ, отводимый из ствола, а прямая энергия, давящая на затвор [через гильзу]. И вместо заряжания сверху двумя патронными обоймами магазина, встроенного в корпус, оружие получало присоединяемый снизу металлический магазин.



Фото: Armémuseum (The Swedish Army Museum) through the Digital Museum (http://www.digitaltmuseum.se)/ gemeinfrei
Винтовка Г43 была разработана на основе советского трофейного оружия.

Принятая войсками в конце 1943 года винтовка Г43 оказалась заметно лучше, чем версия Г41. Она была прочная и надежная, но гораздо менее точная, чем снайперский вариант карабина 98К. С одной стороны, это было вызвано вызвано влиянием работы механизма автоматического перезаряжания, обеспечивавшего меньшую точность, чем у винтовки с ручным запиранием затвора. С другой стороны, кузницам оружия третьего рейха уже давно не хватало идущих на производство легированной стали добавок металла вольфрама, хрома и никеля. В конечном итоге сильно упрощенное производство, да еще зачастую с использованием принудительного труда, привело к проблемам с качеством.

Вернемся к причинам неприятностей с нынешней винтовкой Г36: они не имеют ничего общего ни с дефицитом сырья, ни с недостаточной точностью изготовления. Также и критика, позаимствованная "Максом" Моором из 1943 года, имела, вероятно, другую причину: оружейные конструкторы, демонстрирующие самодовольство по поводу своих творений, находятся под угрозой потерять свою бронь, защищающую от призыва на фронт. Ибо в них может отпасть нужда по причине профнепригодности.

Школа высших смыслов, классическая война, переводы

Previous post Next post
Up