Партийные страдания "Альтернативы для Германии"

Oct 31, 2015 10:55

От переводчика.
Этого человека еще не сравнивают с Гитлером, но уже - с Геббельсом. Его партия насчитывает меньше человек, чем прибывает в Германию беженцев за несколько дней. И все же "ветер перемен" раздут ради таких, как он. Знакомьтесь, Бьорн Хёке. Пока еще партийный фюрер. Пока еще уровня федеральной земли Тюрингия.



Фото: Foto: AP
Тысячи людей в Эрфурте в среду вечером включили экраны своих мобильных телефонов, когда к ним обратился руководитель отделения партии "Альтернатива для Германии" федеральной земли Тюрингия.



http://www.welt.de/politik/deutschland/article148224504/AfD-leidet-an-erfolgreichem-Rechtsaussen-Bjoern-Hoecke.html

Руководитель земельного отделения партии "Альтернатива для Германии" (АДГ) затмил своих партайгеноссе. Он разошелся во взгладах, сильно сбив с толку даже ветеранов партии. Но одновременно партия получает и выгоду от зрелищного националиста.

Гюнтер Лахман

Десятилетиями казалось, что взлет в немецкой политике такого человека, как Бьорн Хёке, просто невозможен. И вот, видимо, невозможное становится возможным. Национал-консерватор не сходит с первых полос, здорово пошатнув выросшее самоосознание обществом себя как лево-либерального.

Одни с ликованием приветствуют председателя тюрингского земельного отделения АДГ, других пугает вид его выступления перед 8 тысячами демонстрантов, пришедших по его зову в центр Эрфурта. "Эрфурт - прекрасно немецкий", - выкрикнул Хёке собравшимся там. "И он должен оставаться прекрасно немецким". Он присягнул "Тысячелетней Германии" и восславил немецкий народ.

Поэтому телевизионный журнал "Монитор" сравнивает речи Хёке уже с Йозефом Геббельсом. Александр Гауланд, заместитель председателя АДГ, напротив, называет Хёке "национал-романтиком", то есть скорее мечтателем. "Некоторые представления Бьорна Хёке, очень национально романтичные, были найдены еще в 19-м веке, и это претит некоторым людям, но они не имеют ничего общего с коричневым прошлым", - сказал Гауланд.

Эти слова обращены в первую очередь к собственной партии, в которой Хёке прочно сбил с толку даже членов правления федерального уровня. Они задаются сейчас теми же вопросами, что и почти все, кто интересуются политикой. Кто этот человек? Почему у него такой успех? Что его движет?

"Петри сорвала стоп-кран"

Крайне смущенная то ли успехом демонстрации Хёке в Эрфурте, то ли общественной критикой, доставшейся партии в целом, председатель партии Фрауке Петри аннулировала свое запланированное на 4 ноября выступление в Эрфурте. Для полной уверенности она сразу отправила Хёке письмо (доступное всем членам партии) с его порицанием, где совместно с сопредседателем Йоргом Мойтеном констатировала, что "не разделяет подобного стиля выступлений тюрингского земельного председателя Бьорна Хёке". Буквально оба написали: "Он имеет право говорить за Тюрингию, но не за партию в целом".

Письмо было несомненной попыткой заткнуть Хёке рот. "Кое-кому нравится ощущать, что то, что они хотели сказать сами, теперь выразил Бьорн Хёке", написали Петри и Мойтен, имея в виду появление Хёке с немецким флажком на ток-шоу Гюнтера Яуха. И далее: "Удовлетворение личных чувств нашей собственной клиентуры, или, точнее сказать, ее части, однако, не является целью подобных выступлений".



Фото: ARD
На ток-шоу Яуха: Когда Хёке выхватил немецкиё флажок, в студии внезапно воцарилась тишина.

Почему партийная верхушка отреагировала столь резко, даже без предварительного личного разговора с Хёке? Дюссельдорфский исследователь экстремизма Александр Хёуслер говорит о "жесте отчаяния". "Петри и Мойтен сорвали стоп-кран, потому что Хёке намеревался перехватить бразды правления", - заявил он газете "Нойес Дойчланд". "Провозглашенное партийной верхушкой осеннее наступление, которым она хотела закончить фазу занятости внутренними делами, смог наполнить содержанием только Бьорн Хёке".

Для верхушки АДГ это, конечно, не лестный анализ. Но он не может быть совсем уж далеким от истины, ведь Александр Гауланд все-таки признал: "Бьорну Хёке смог добиться в Эрфурте того, что я не смог в Бранденбурге". Как не удалось и всем прочим. Когда в конце сентября Петри призвала к участию в демонстрации, на которые "Пегида" (движение "Патриотические европейцы против исламизации Европы" - прим. пер.) еженедельно собирает тысячи участников, пришло лишь несколько сотен.

"Господство неполноценных"

Также партийное руководство не смогло расставить содержательные акценты. Представленный в сентябре в Берлине документ относительно приютов для беженцев после кратковременного общественного возмущения вскоре был забыт. Возможно, потому, что партийная фракция земли Тюрингия за несколько недель до этого уже опубликовала обширный документ по проблематике приютов. И кое-что из того, что тогда предлагал Хёке, и за что он горячо выступает, в контексте нынешних событий уже считается допустимым в Евросоюзе.

Например, план "размещать центры приема и содержания в стабильных южных пограничных государствах на Средиземноморье и Ближнем Востоке". От руководства АДГ в дебаты о потоке беженцев пробилось только требование Гауланда о приостановлении действия права на убежище. Без сомнения, Хёке сейчас затмевает всех. Такое полярное расхождение сильно сбивает с толку даже ветеранов партии.

"Если Хёке станет лицом партии, нас в ней не будет", - говорят в руководстве. Представление о партии должно быть другим. Оно должно быть национально-консервативным, так же базироваться на христианских традициях и ценностях, как и на признании темных страниц немецкой истории. Такие политико-моральные корни они у Хёке не видят. Их пугает его выбор слов, его жестикуляция, которой он эмоционально электризует массы, их раздражает его идеологическая ясность, глубоко укорененная в богатстве идей консервативной революции.

Кто хочет понять Хёке, тот должен прочесть книгу Эдгара Юлиуса Юнга "Господство неполноценных", написанную после Первой Мировой войны. В этом базовом труде консервативной революции Юнг борется против материализма, прибыли, чрезмерного индивидуализма, а также против идеи национального государства. По его взглядам, внутренний федерализм немецких регионов должен в долговременной перспективе перейти в федерализм более высокого уровня - европейских наций.

"Хёке не нацист"

При этом, излагая вкратце, он искал в сословном господстве элит ту государственность, при которой лучшие из лучших несут на себе ответственность. Веймарский парламентаризм был для Юнга ужасом. Мышление молодых консерваторов кружило вокруг понятий вроде "народность", "жизненное пространство" и "народная общность", которыми позднее злоупотребляли национал-социалисты для оправдания собственной расовой политики. Юнг был арестован гестапо в 1934 году за то, что написал вице-канцлеру Францу фон Папену его "марбургскую речь", в которой тот с позиций молодых консерваторов поквитался с национал-социалистами. В связи с путчем Рема Юнг был затем убит нацистами.

"Хёке не нацист" - озаглавила газета "Цайт" свою статью, в которой указала на его идеологические связи с консервативной революцией: "Индивидуальные свободы, многообразие стилей жизни, даже "чуждая культура" мигрантов для него угроза сами по себе, выражение упадка". Хёке сам говорит об "антитезах", которые должны быть найдены в соответствии с духом времени.

Несомненно, что готовность Хёке к переменам намного превышает таковую у большинства верхушки АДГ, кое-кто в которой после профессионального краха, возможно, интересуется лишь должностными постами и мандатами. Те, кто выступают против него, относясь все же благосклонно, указывают на то, что Хёке совершенно не обременен мышлением эпохи волнений 1968 года, хотя и вырос в Западной Германии. "Он высказывается совершенно непринужденно там, где другие неуверенно и нерешительно", - сказал вице-председатель Гауланд. "Он может мобилизовать людей сильнее, чем мы привыкли делать до этого".

Угрозы смертью в адрес Хёке

Возможно, что Хёке и сам не подозревал в полной мере, чем может обернуться его поведение для партии и его самого лично. После того, как он выступил с немецким флажком на шоу Яуха, он стал получать угрозы смерти. Неизвестные стали посылать ему письма, размещать в его страничке в Фейсбуке угрожающие записи, которые органы государственной безопасности расценили как серьезные. С тех пор он выступает на людях только под охраной полиции и в бронежилете. "После выступления в Нюрнберге меня охраняло от нападений полсотни полицейских", - сказал он.

Но не только Хёке пожинает плоды растущей поляризации. Угрожают также и члену правления АДГ Андре Поггенбургу, которого он недавно пригласил на первую демонстрацию в Магдебурге против политики в отношении беженцев. В ходе кражи со взломом из его поместья в Нёбедице, что вблизи Штёссена, воры украли автомобиль, инструменты и лэптоп. На партийном флайере с его портретом они нарисовали перекрестье прицела. Недвусмысленное послание.

А в Берлине подожгли машину Беатрис фон Шторх, заместителя председателя партии. "Сегодня ночью моя машина вспыхнула. Тот, кто науськивал против АДГ и сейчас резко не дистанцируется, будет соучастником", - написала фон Шторх в Фейсбуке. Тот, кто молчит, ставит себя в ряд с подлыми преступниками.

Рост числа членов

Нападения на бюро партии уже имели место. Но угрозы убийством в адрес Хёке, проникновение к Поггенбургу с явной угрозой применения насилия против личности и поджог машины Беатрис фон Шторх задают новые параметры политически мотивированного насилия против АДГ.

Одновременно партия продолжает набирать вес в ходе соцопросов. На федеральном уровне он в настоящее время составляет 8,5%, в Баден-Вюртемберге, где в марте этого года АДГ впервые попала в ландтаг западно-немецких земель, она сегодня уверенно держит планку в 8%. Также растет и число членов. После летнего исхода, когда на партийном съезде в Эссене был низвергнут "отец-основатель" Бернд Луке, число членов и соратников опять достигло 19 тысяч. Еще 2 тысячи заявлений на вступление пока просто не обработаны.

Насколько велик вклад Хёке в эту тенденцию, в партийном руководстве мнения расходятся. В любом случае партийное руководство не хочет дополнительно повышать престиж партийного вождя из Тюрингии, хотя бы это и могло привести к дополнительному росту членства. Так, на демонстрации 7 ноября в Берлине, на которую созывает федеральное руководство партии, ее самый популярный на данный момент оратор выступать не будет. В списке выступающих значатся на данный момент Петри, Гауланд и Мойтен. В конце концов, Хёке не входит в федеральный круг правления, говорится в обосновании такого решения. АДГ надеется собрать по меньшей мере 10 тысяч участников демонстрации. Хёке один собирал в Эрфурте 8 тысяч.

политическая война, Школа высших смыслов, переводы

Previous post Next post
Up