бинарность гендера

Nov 19, 2009 21:21


Cпортивно-гендерный скандал, развернувшийся вокруг Кастер Семеньи (Caster Semenya), очень хорошо иллюстрирует ключевую проблему современной системы идентичности: бинарность гендера.

Для тех, кто не в курсе, излагаю: на чемпионате мира по легкой атлетике забег на 800 м. среди женщин выиграла 18-летняя бегунья из ЮАР по имени Кастер Семенья. Кастер выглядит довольно андрогинно, предпочитает ходить в мешковатой свободной одежде и в целом не соответствует женскому гендерному стереотипу, ни внешностью, ни поведением. После ее победы возникли сомнения в честности выигрыша. Сначала предполагали, что она принимает стероиды, но анализы показали, что у нее просто от природы повышен уровень тестостерона в организме (тем не менее, он не выходит за рамки допустимого). Дальнейшие исследования обнаружили, что Кастер - интерсекс; у нее внешние половые признаки женщины, но нет матки и яичников, зато есть скрытые яички. Кастер об этом не знала. В настоящее время обсуждается, оставят ли Кастер ее золотую медаль, и позволят ли в дальнейшем принимать участие в соревнованиях. Сама Кастер находится под наблюдением психиатров из-за вероятности суицида, вызванного стрессом и травлей в СМИ.

С одной стороны, этот скандал показателен тем, как бесстыдно выносится на всеобщее обозрение личная информация, которая по всем правилам должна была держаться в секрете. Тем не менее, Международная федерация легкой атлетики (IAAF) обнародовала всю информацию по поводу обследования Кастер в процессе проведения самого обследования (т.е. на протяжении примерно месяца), тем самым вызвав бурю обсуждения в СМИ. По своему обычаю, СМИ не слишком стремятся к аккуратности и корректности в лексике (как, впрочем, и конкуренты Кастер, и их болельщики).

С другой стороны, текущее обсуждение дальнейшей судьбы Кастер поднимает вопрос, который обычно стараются обходить, и который редко когда вообще ставят вне узкоспециализированных сообществ: что считать гендером, и актуальна ли нынешняя система гендерной идентификации, предполагающая наличие всего двух вариантов? И нужно ли вообще деление людей по признаку гендера в обществе, или оно становится помехой?
Можно возразить: если не делать различий в спорте, то, получается, мужчины и женщины будут соревноваться вместе - и мужчины будут выигрывать, потому что они от природы сильнее, выносливее и т.д. Но эта "прирожденность" относительна, потому что основывается на статистическом обобщении. Конкретные женщины вполне могут быть сильнее, быстрее и выносливее конкретных мужчин. В ряде видов спорта предпочтение отдается определенному сложению, росту, весу и т.п. - например, в баскетболе, куда отбирают высоких игроков; значит, в спорте речь в принципе не идет о статистическом среднем, и сама природа отбора предполагает неравенство. Что характерно, в случаях, когда соревнования проходят между представителями разного пола, и выигрывает женщина, пресса и болельщики находят десятки причин, по которым эта победа была нечестной. А если отойти от бинарной системы восприятия и вспомнить о промежуточных вариантах, с которых и начался этот разговор, то фактически речь идет о том, что одни люди больше приспособлены к определенным видам спорта, чем другие, независимо от их гендерной принадлежности.

Считается, что со времен суфражисток евро-американское общество борется за гендерное равенство. Однако что в этом случае понимается - равенство мужчин и женщин? Или равенство всех гендеров, независимо от их количества и вариантивности? Пока что больше похоже на первое. Но при поддержании бинарной гендерной системы неравенство сохраняется, потому что оно встроено в сам подход к определению мужественности и женственности. Хотя создается иллюзия, что раз женщинам можно носить штаны и работать на стройке, то этот вопрос более-менее решен, но на самом деле скандал вокруг Кастер прекрасно иллюстрирует, насколько неприемлем еще для общества гендерный неконформизм. Как уже говорилось выше, Кастер выглядит и ведет себя андрогинно. Приехав после победы на родину, она не стала отказываться от обычного стиля одежды и манер. Но в разгар скандала вышел выпуск YOU, на обложке которого изображена Кастер в классически женственном облике: с прической, макияжем и в элегантном платье. Хотя в интервью она говорит, что ей нравится этот новый облик, но даже у журналистов возникают сомнения в ее искренности. Этот поворот сюжета заставляет задаться вопросом: неужели для того, чтобы быть женщиной, нужно носить платья и вести себя определенным образом? Нужно ли иметь определенное тело, чтобы получить право быть собой? Это ли свобода выбора идентичности в современном обществе?
С теми же вопросами сталкиваются психологи, занимающиеся транссексуалами. Они в свое время ввели понятие гендер; они же теперь сомневаются в его бинарности. Достаточно много транссексуалов отказывается от завершения серии операций, останавливаясь на одной из "переходных" стадий; те же, кто доходит до конца, порой хотят вернуться на один или несколько этапов назад. Есть и люди, которые не обращаются к врачам и не стремятся изменять собственное тело, но не идентифицируют себя с гендером, соответствующим их биологическому полу, или вообще ни с одним из двух традиционных гендеров.
Бинарная гендерная система предполагает, что гендера всего два, гендер должен соответствовать биологическому полу, а все переходные и смешанные варианты - "ошибочные" и подлежат исправлению. Такое представление о поле и гендере все еще надежно закреплено в общественном сознании, и на него завязаны не только идентичность, но и требования к поведению, предписанные роли и сексуальная ориентация. Но внутри того же общества зреет альтернативное понимание гендера, как мозаики из фрагментов, создающей множество вариантов, ни один из которых не является "ошибочным" и "неправильным". Научные открытия подстегивают развитие новой концепции гендера, демонстрируя сложность даже биологического пола - той переменной, которая до недавних пор считалась неделимой и служила опорой для образования идентичности в рамках биологического детерминизма.

Однако, как верно пишет eumelia, общество - это не то, что существует, а то, что мы считаем существующим. Большая часть общества все еще верит в бинарность гендера, и наказывает тех, кто так или иначе вызывает сомнения в этой вере. Кастер Семенья фактически наказана за то, что недостаточно женственна. Общество - в лице его отдельных представителей, а именно врачей и IAAF - посчитало, что тело Кастер не соответствует ее гендеру. Не она решила, основываясь на собственном восприятии себя - а за нее решили, исходя из некоего представления о том, что значит быть женщиной или мужчиной, и прилюдно огласили вердикт. Мнение других людей оказалось важнее, чем собственное мнение человека, которому - заметим - с этой навязанной ему идентичностью жить. И упирается все это в бинарность гендера и убежденность большей части общества - в том числе и научных кругов - в том, что существует "правильный" и "неправильный" гендер.

Дополнительно:
The Unforgivable Transgression of Being Caster Semenya
The Sad Saga of Caster Semenya

P.S.: Спустя три месяца Кастер Семенье разрешили сохранить медаль, звание и призовые деньги. В IAAF выразили сожаления по поводу распространения конфиденциальной информации, но извинений не принесли. Президент ASA признался в том, что солгал о результатах предварительных тестов, и вся панель была распущена. (Источник)

essay, feminism, gender, queer, lgbt

Previous post Next post
Up