Максим Кантор
Глазами Европы
Россия видится женщиной. Европа олицетворяет мужское, строительное начало. Батюшка-Рейн, в отличие от матушки-Волги. В сущности, "вечно бабье" в России признает и сама русская культура, а для европейца непостоянность женской души России - и есть манящая загадка. Причем Россия для европейца - отнюдь не тургеневская девушка, но женщина с темным прошлым, некрасивым, но интригующим. Связь с такой женщиной чревата дурными последствиями; но вдруг в испорченной женщине есть нечто хорошее? Она же не виновата в своей судьбе. У нее жизнь была тяжелая. Татары… большевики… Вот, например, Сонечка Мармеладова, героиня “Преступления и наказания” - она хорошая, она заслужила счастье.
Европеец чувствует, что должен принести свою покойную жизнь в жертву и жениться на этой даме; мало ли, что у нее там было прежде... В начале прошлого века было модно жениться на проститутках: понять - значит простить. Зато у нее душа загадочная. И она умеет любить. Женившись, он (подобно многим джентльменам, решившимся на такой эксперимент) убеждается, что женщина неисправима: пьет втихаря, изменяет с водопроводчиком. И когда вместо загадочной дамы с прошлым он вдруг видит вульгарную тетку, европеец приходит в ужас. Он же поверил... он женился! Но пьяная тетка просит поверить в самый последний раз - вот теперь она уже никогда больше… И европеец верит снова и страдает от своей воспитанности.
Давайте позовем эту даму обратно в G8.
Этим комплексом брезгливости / притяжения / морального долга объясняется, например, европейская любовь к Достоевскому и тот факт, что Достоевского европеец ставит в один ряд с Толстым. Достоевский - империалист, милитарист, националист и фанатик; Толстой - абсолютная противоположность по всем пунктам, отлученный от церкви и ненавидящий монархию и империю гуманист. Но европеец не дифференцирует: для европейца существует мистическая фигура “Толстоевский”, и этой фигуре умиляются и ужасаются одновременно.
В этом сценарии проходит восприятие путинской России. Казалось бы, все просто: криминализированное ГБ захватило власть в стране - какие могут быть дебаты? И разве в первый раз империя скалит зубы? Казалось бы, никто уже не прячет агрессию в Украине. Царь - бандит, его власть - бандитская. Но сердцу не прикажешь: и левый депутат Европарламента считает, что все сложнее, надо взглянуть на Россию иными глазами. Да, конечно, империя… но вдруг это империя социализма и справедливости? Да, конечно, империя не бывает социалистической… но вдруг? Да, этой империей руководят воры… и даже убийцы… Но и что с того… Мы и сами во многом виноваты. Зачем мы унижали добрую, хоть и падшую, женщину?
Глазами России,
разумеется, все обстоит наоборот. Россия считает себя мужчиной, причем все еще молодым и дерзким, а Европу - дряхлой кокеткой. Россия ощущает себя эдаким щедрым на таланты Есениным при чахлой Айседоре Дункан. Свершения Дункан уже в прошлом, а юный поэт еще себя явит миру. И юный красавец считает, что имеет право на вольности: может надрызгаться и бить зеркала - и пусть спасибо скажет старая мегера, что он отдал свою юность этой потасканной светской особе. В русском сознании укрепилось соображение о том, что Европа "слаба и ничего не решает", причем, чем деликатнее ведет себя престарелая дама во время пьяного дебоша избранника, тем пуще куражится молодой красавец. - Что, старая, боишься? А другого такого красавца ты не найдешь! Терпи, старая сука!
И Европа терпит: в диком характере хулигана ей видится больше правды, чем в прагматичном цинизме другого кавалера - Америки. Тот заокеанский циник богат и гладко выбрит; но он лишает свою избранницу будущего, его опека унизительна. А любовь России к Европе пусть и выглядит непрестанным скандалом, но зато в скандале много искренности. Может быть, отдаться этой неприличной страсти?
И старая кокетка знать не желает, что молодой хулиган ее презирает и считает трусливой жалкой подстилкой.
Путинская Россия уже безальтернативно именует Европу “гейропой”, подразумевая, что терпимость к гомосексуальности разрушила идентичность Европы, привела культуру в упадок. Взгляд этот представляют в России сугубо христианским: утверждение, будто Россия спасает Европу от нее самой, - самое распространенное.
Так, в России появилось императивное выражение “традиционные ценности”: подгулявший купец уверен, что он охраняет христианскую культуру, забытую в Европе. Купчик куражится, хамит, грозит - это от повышенной духовности. Это он, устроивший бойню в Донбассе и побивший зеркала в ресторане, - это он хранитель нравственности. Является ли “традиционной ценностью” обычная биологическая жизнь, не столь уж важно. Тысячи убиты, тысячи покалечены, два миллиона беженцев из Донбасса - но традиционные ценности ведь не в этом. Бедственное положение населения при гонке вооружений и миллиардах у руководства страны - тоже одна из духовных скреп; традиции крепостничества объявлены охранительной политикой, спасающей Россию от внешних соблазнов. От соблазнов спасают даже соседей. Украину спасли и скоро Европу спасем.
Старая развращенная дама должна сказать спасибо, что ее замечают. Союза не будет: нам не нужно состоять в браке, к чему эти G8? Но, так и быть, дикий удалец еще подарит старухе ночь любви. Уж лучше ей, дряхлой дуре, такая “достоевская” страсть - чем прагматизм заокеанского кавалера.
Глазами Америки,
смотрящей на эти отношения издалека, из-за океана, видятся две крайне пожилые дамы.
Две старухи живут в коммунальной квартире, которая некогда принадлежала актрисе, но в незапамятные времена к ней подселили женщину попроще, допустим, с овощебазы. Так старухи и живут в соседних комнатах, сталкиваясь ежедневно на кухне и по дороге в уборную. Актриса убеждает соседку спускать за собой воду в туалете, а та, оскорбленная, кричит: ты на себя посмотри, тварь! провоняла всю квартиру лекарствами, воздух отравила! Подумаешь, воду я не спускаю! Ишь, барыня нашлась! У меня, если хочешь знать, дед вообще был генерал! Поняла?! Генерал! А ты из каких будешь? Знаем мы цену твоим манерам, знаем! Вы все, актрисы, проститутки!
Тетка с овощебазы пьет водку, матерится, готовит на кухне щи, запах которых актриса не выносит; однако деваться ей все равно некуда; неделями старухи не разговаривают, а потом вместе пьют чай на кухне.
Посмотришь на старух со стороны - и скажешь: маразм. Ничего уже не поделать, спятили.
Смотреть надо куда-нибудь еще, не на этих сумасшедших старух, а вовсе в другую сторону. Но что там остается на карте? Африка? Китай?
И легко предположить, что глазами Китая ситуация выглядит иначе; но как именно, никто кроме Китая не знает.