Jan 07, 2007 23:03
Только что посмотрела "Остров" Лунгина.
Для тех кто еще не, это фильм-пропаганда православия, про человека-отшельника, который всю свою жизнь провел в уединении, замаливая грехи молодости (не в переносном, а в прямом смысле выражения). Однако ж, он наделен даром ясновидения и врачевания, поэтому уединение его достаточно условно, так как к нему частенько наведываются страждущие и болезные за излечением и помощью.
Старец этот ведет довольно странный образ жизни - спит прямо на угле в котельной, которая является ему домом, к обрядам мужского монастыря, рядом с которым живет, относится с показным пренебрежением, постоянно подшучивает над настоятелем и братьями. Вот вкратце сюжет этого фильма.
А вообще "Остров" - это "фильм-откровение", "фильм-потрясение", фильм, на который люди ходили по несколько раз. Ставлю эти эпитеты в кавычки, потому что они позаимствованы мной из обширной рекламной кампании, предшествующей фильму.
Кампания, как мне понятно теперь, оказалась очень удачной и действенной, потому что вокруг фильма создался подобающий фильмам такого рода ореол таинственности и статус "не для всех", что особенно привлекает массы. Потому что каждому хочется увидеть то же, что видят избранные, то есть те, "для кого" снято кино. В таких случаях иллюзию этого чего-то видит большинство посмотревших, но осадочек, что король-то голый, остается все равно.
Что меня больше всего поразило, и после чего мне стала понятна художественная ценность данного кинотворения, это сцена с "встань и иди" мальчика с переломом ноги. После этого в принципе можно было не смотреть дальше.
В нашей стране всегда любили снимать фильмы-агитки. В советские годы, конечно же, пропагандировался коммунизм и "светлое будущее", к которому шли советские граждане. Коммунизм и социалистический рай являлись тогда главной движущей силой масс, большинства населения. После развала Союза эта удобная для власти движущая людей цель исчезла. И вот, спустя 15 лет, народу снова необходима эта движущая сила, этот вектор, который объединит народные массы в едином порыве к столь же светлому, правда, уже к другому будущему.
Ведь большинству всегда нужна логичная и не слишком сложная цель, к которой оно и двинется. В царской России - "православие, самодержавие, народность", во время революции это "кто был ничем, тот станет всем", в Великую Отечественную с одной стороны "арийцы круче всех", а с другой - "за Родину, за Сталина", после, как я уже сказала, "светлое социалистическое будущее", а теперь происходит возврат к империалистическим российским ценностям, а вернее - к первой из них, православию.
мое сло,
прокино