Оригинал записи находится по адресу:
blog4woman.ru/2011/01/19/bidermaer.html В истории женского костюма 19 века меня всегда очень интересовал такой вопрос: когда именно произошёл переход от платьев с высокой талией к платьям с естественной талией? Авторы книг по истории костюма почему-то упорно обходят момент с точными датами стороной и выдают примерно следующую фразу: "талия постепенно понижалась и к середине 20-х годов 19 века наконец прочно утвердилась на своём естественном месте"...
А между тем, понижение линии талии происходило в два конкретных этапа. Сначала она переместилась на место, находящееся посередине между местом "под грудью" и естественным местом талии. Произошло это изменение в 1822 или 1823 году. Скорее всего, в 1822-ом, если судить по модным гравюрам. По портретам не всегда можно сделать точные выводы, потому что дамы ведь могли позировать и в прошлогодних платьях. Но вот портрет 1823 года, где прекрасно видны все особенности данного модного силуэта:
Йозеф Штилер, Amalie Auguste, Princess of Bavaria and Queen of Saxony, 1823
Итак, в 1822 году талия женских нарядов немного сместилась вниз. Однако на новом месте она задержалась недолго, и около 1825 года переместилась на своё естественное место. Почему второе понижение линии талии произошло так быстро? Мне кажется, причина в том, что дамы не очень комфортно чувствовали себя в платьях с талией на рёбрах, и модельеры поспешили пойти им навстречу. Хотя платья 1822 - 1825 годов выглядели прелестно, если судить по гравюрам и портретам.
Гравюры 1822 года:
Гравюры 1823 года:
Гравюра 1824 года:
А теперь портреты:
Йозеф Томинц. Портрет графини Цецилии Аверсберг, около 1823 года. Из книги М.Н. Мерцаловой "Костюм разных времён и народов" к данному портрету: "платье по моде начала 20-х годов из белого шёлка в горохи, отделанное в "готическом вкусе". Лиф платья, а также "фонарики" рукавов украшены аппликацией в виде шёлковых жгутов, напоминающих мотивы готического орнамента. Овальное декольте отделано шёлковым кружевом - блондами, на голове - тюрбан с роскошным эгретом"...
На этом портрете 1822 года уже отчётливо видно, что талия сместилась вниз:
Портрет княгини Натальи Степановны Голицыной, ур.Апраксиной , 1822, А.П. Брюллов
Для сравнения портрет этой же дамы, сделанный годом ранее:
Голицына Наталья Степановна, урожд. графиня Апраксина, 1821
Christian Albrecht Jensen. Portrait of a Lady in Blue Dress,1824
На следующей картине, которую я нашла на непонятном западном сайте, указана дата написания: 1825-1830 гг. На я бы сказала, что наряд дамы типичен как раз для 1824 года. Ну, может быть, 1825, но никак не позже, судя по тому, что талия не совсем на естественном месте, а юбка и типичные для моды бидермейера рукава "жиго" не очень широки.
Joseph Kinson. Comtesse de MacMahon and Her Grandson Jules de Bessequier 1825-30
Платье из коллекции Эрмитажа, начало 20-х годов. Точный год не указан, но я бы отнесла его к 1824:
В заключении хочется отметить, что, конечно же, никакого резкого перехода от моды ампира к моде бидермейера не было, а происходило постепенное изменение силуэта женского костюма, в течение примерно 8 или 10 лет. И недаром историки моды выделили период под названием "мода реставрации" (1815-1820). На фотографии ниже - типичное дневное платье этого периода. Это не ампир, потому что для ампира три широких оборки на юбке и отделка лифа полосками, сходящимися к центру, были совершенно не характерны. Но это и не бидермейер, потому что талия находится высоко под грудью, как в платьях силуэта ампир.
Вообще, переход от моды ампира к моде бидермейера был достаточно долгим и плавным. Никаких "перескоков", просто каждые пару-тройку лет (а то и чаще) в костюме происходили те или иные изменения. И, наконец, наступила эпоха того самого "блистательного бидермейера"... Но об этом уже в следующем посте данной рубрики.