Что даст России поколение потребителей?

Jun 17, 2011 14:53


В одном из недавних постов я уже касался скандала вокруг ЕГЭ. Ещё бы, шутка ли, что единый госэкзамен в масштабах страны был сдан путём повального списывания. Однако не будем в очередной раз ругать Фурсенко достойными его словами, а попробуем объективно проанализировать ситуацию.
В своё время всё тот же Фурсенко заявил, что школа должна растить не творцов, а квалифицированных потребителей. И здесь мы можем поздравить нашего министра образования - своего он добился. В ходе ЕГЭ школьники наглядно продемонстрировали, что они умеют как квалифицированно пользоваться встроенными фотокамерами мобильных телефонов, так и успешно искать и «потреблять» чужие результаты экзаменационных тестов из интернета.

Умеют ли наши школьники что-то ещё - большой вопрос. Впрочем, может быть, я преувеличиваю серьёзность ситуации? Тем более что представители министерства образования уверяют, что ничего страшного не случилось, а проблему последнего экзамена по математике можно решить судебным иском против известной социальной сети.

Однако посмотрим на статистические данные ООН, выражаемые в так называемом «индексе человеческого развития». Как видим, по этому показателю наша страна в 2010 году заняла 65 место, а вслед за нами Казахстан - 66-е. Среди стран СНГ - это наивысшие показатели, уступающие лишь Белоруссии (61-е место), которая, как известно, никак не хочет отказаться от советского наследия, в том числе и в образовательной сфере.

Впрочем, бог с ней, с Белоруссией. Сравним по образовательным показателям Россию с Казахстаном. И тут мы видим довольно печальную для России картину: наш показатель индекса развития образования составляет 0,711 (максимальный показатель - 1,000), а у Казахстана - 0,795.

Детализация же выглядит совсем безотрадно. Если по уровню грамотности наши страны сопоставимы (99,6% - в РФ, 99,7% - в РК), то по показателю степени вовлечённости в образовательный процесс детей школьного возраста мы наблюдаем уже приличный разрыв: 81,9% - в РФ и 91,4% - в РК. Аналогично и в плане средней длительности школьного образования мы уступаем: 8,8 года против 10,3 года соответственно.

И можно сколько угодно говорить о том, что Россия тратит на образование больше, чем соседи, и что у нас выше охват населения интернетом. Однако соседи уже начали нас обгонять. И это закономерный результат, ведь пока Фурсенко делает из школьников потребителей, наши соседи готовят специалистов.

О том, в какую сторону Казахстан собирается развивать свое образование, можно судить вот по этому сообщению с сайта премьер-министра этой страны Карима Масимова. Здесь с одной стороны - ориентация на мировые образовательные стандарты, а с другой - четкая связка образования с потребностями экономики. Наконец, есть и третий момент: ещё в марте тот же Карим Масимов в интервью нашему телеканалу РБК говорил, что в Казахстане сегодня создан «культ образования».

Кстати, в конце мая правительство Казахстана обсуждало программу массовой подготовки и повышений квалификации педагогов. Сам премьер  Масимов по этому поводу высказался коротко: http://twitter.com/#!/KarimMassimov/status/72898724019441664. И, судя по всему, денег на это государство не пожалеет.

А теперь - несложный вопрос. Какая страна в большей степени может рассчитывать на будущий успех - та, где образование нужно лишь для «качественного потребления» или та, где образование - повод для гордости и часть экономики?

Казахстан, образование, Россия

Previous post Next post
Up