(no subject)

Jun 25, 2007 15:59

Заданный камрадом vadim-i-z вопрос о проблемах с контрразведкой во время Первой мировой фойны у прототипа Гарриса в книге Джерома, о которых говорилось в эпилоге известного английского фильма "Трое в лодке", заставил меня поднять некролог Карла Хентшеля, опубликованный в "Таймс" 1930 года. Вот он:

МИСТЕР КАРЛ ХЕНТШЕЛЬ

Мистер Карл Хентшель, который умер вчера в Лондоне после непродолжительной болезни в возрасте 65 лет, был человеком разносторонних интересов. Он многое сделал для усовершенствования процесса работы с иллюстрациями, и был постоянным посетителем театральных премьер, активным членом корпорации Сити и старым волонтёром.

Хентшель родился в Лодзи, в русской Польше, 27 марта 1864 года. Его отец, который был американским гражданином русского происхождения, был способным изобретателем, чьи идеи приносили пользу другим больше чем ему. В возрасте пяти лет он был привезен родителями в Англию и получил кое-какое образование в Истборне, где его отец в то время имел фабрику по производству бумажных воротничков. Позже, в возрасте 14 лет, он начал помогать отцу, который теперь работал над фотографиями на дереве. Но вскоре старший Хентшель, видя, что деревянная гравюра будет вытеснена, обратился к механическому воспроизведению иллюстраций на цинке. Наконец пришел успех, компания обзавелась изобретением, и Карл Хентшель стал директором предприятия или главным инженером. В 1887 он начал за свой собственный счет, став председателем и управляющим директором, когда бизнес было зарегистрировано как «Карл Хентшель, Лимитед», в 1920 г. Он изобрел «Хентшелевский процесс цветотипии» и сделал первое фотомеханическое клише, которое произвело революцию в газетной иллюстрации. Он женился в 1889 г. на Берте, дочери мистера Дэвида Познера, и часто говорил, что это было самой умной вещью, которую он когда-либо совершил, ибо только ее помощь и симпатии позволили ему пройти через его ранние испытания.

В театральном мире мистер Хентшель был известной фигурой. Он утверждал, что посетил все лондонские премьеры, за немногими исключениями, с 1879 года. Старые завсегдатаи театральных премьер были великими поборниками прав партера, и долго хотели заиметь место для собраний, чтобы обсуждать свои обиды. В марте 1883 Хентшель и покойный Хениидж Манделл основали в кофейне на Холиуэлл-стрит Клуб Театралов, который продолжал бороться, несмотря на большие оскорбления. В 1899 Хентшель стал казначеем, которому вручили 4 шилл. 2 пенса доступного капитала. Клуб имел 1 000 членов и свыше 500 фунтов наличными в 1900 году, когда Хентшель, с несколькими сотнями других членов, покинул его из-за одного политического впороса. Он затем основал клуб "O.P.", президентом которого был в 1902-3, в 1914-16 и снова во время его смерти. С Хенииджем Манделлом в 1889 он также начал издавать «Плейгауэр», но тот не прожил долго. Он был также редактором «Халф-Тон Таймс», только один номер которого вышел, «Фурничур Таймс» и «Ньюспейпер Иллюстрейшн».

В течении 20 лет, вплоть до 1921 года, мистер Хентшель был членом суда городского совета лондонского Сити, представляя избирательный округ Наружный Фаррингдон. Он внес резолюцию, что олдермены Сити не должны избираться пожизненно, но предложение не к чему не привело. Другая реформа, которую он лелеял в глубине души, было ограничение публичных речей. Как президент клуба Бартоломью в 1904 году, он произносил на обеде речи, напечатанные небольшими книжками, которые были распределены среди собравшихся и "утверждены без зачитывания". Он служил председателем Центральных рынков, музыкальной школы Гилдхолла и комитетов по общим вопросам, а также как президентом Клуба торговцев лондонского Сити. В военное время он был секретарем Корпуса оптимистов, основанного сэром Чарльзом Хайам, и впоследствии, по требованию м-ра Ллойда Джорджа, переименованного в Лондонский добровольческий стрелковый полк. Корпус поставил 500 человек для действий в качестве пожарников. Он также был секретарем-организатором военного вспомогательного фонда Королевского садоводческого общества. Он был прототипом персонажа по имени Гаррис в “Троих в лодке” Джерома.

В течении всей войны и после нее Хентшель активно участвует в различных театральных и благотворительных мероприятиях, и ничего не намекает на какие-либо проблемы, не говоря уже об арестах. В октябре 1914 года Карл Хентшель переименовал свою фирму "Carl Hentschel (Limited)" в Knight's Manufacturing Company (Limited) по той же причине, по которой в России срочно исчезли люди и фирмы с немецкими фамилиями и названиями. Быть может это было следствием шпиономании, стоившей карьеры или даже жизни многим носителям немецкий или еврейских фамилий. Но это единственный намек на возможные неприятности у Хентшеля во время войны. По окончании он вполне себе процветал, а 30 января 1927 прототипы героев "Троих в лодке" на торжественном обеде клуба "O.P." чествовали Джерома.

И все-таки vadim-i-z был прав, неодобрительно высказавшись об английских киношниках. Перед самой войной, в 1910-1911 года немецкий шпион Карл Хентшель, выдававший себя за учителя языка из Ширнесса, вместе со своей супругой склонили к работе на германскую разведку мичмана Паррота. Когда Паррот попытался работать непосредственно со Штейнхауэром, главой германской разведки, потерявшие наградные шпионы-супруги анонимно известили Адмиралтейство о предателе в рядах британского военно-морского флота и в июле 1912 Паррот предстал перед судом. После чего Хентшель, оставив супругу в Англии, отправился в Австралию. Штейнхауэр отказался продолжать работать с ним, не смотря на угрозы шантажа со стороны Хентшеля, и оба супруга вынуждены были подыскать себе какое-то другое занятие и место жительство - по крайней мере в августе 1914 они были вычеркнуты из списков шпионов, подлежавших аресту, как находящиеся в розыске. Не надо и говорить, что эта шпионская пара не имела никакого отношения к нашему Хентшелю.

victoriana, Джером К. Джером

Up