Пару лет назад нечто бессознательное привело меня в Марфо-Мариинскую обитель, причем, произошло это совершенно случайно - я проходил по Большой Ордынке и неожиданно очень заинтересовался комплексом белоснежных врат, напоминавших монастырские и необычной формы главой стоящей за ними церкви, немного видневшейся с улицы. Я зашел во двор и был приятно поражен - передо мной открылcя удивительный храм необычайной суровой красоты и совсем не характерный для московской православной архитектуры - скорее он напоминал седые древние храмы Пскова и Новгорода. Я тогда не знал, что этот храм не имеет своей долгой и глубокой истории. Оказалось, что я нахожусь в Марфо-Мариинской обители, а храм, что так поразил мое воображение - Покровский собор, построенный известным русским архитектором Щусевым в 1914 году в популярном в то время «неорусском стиле». Выяснилось, что обитель была передана в ведение Патриархии в 1992 году и впоследствии восстановлена в 2004-м.
Всего 49 фото
Все вокруг блестело чистотой и знакомыми элементами лощеного и неестественного новодельного «евростроя», но я придираюсь - на территории все было аккуратно, чисто и ухоженно. Пребывая на земле этой обители, ты как будто окунаешься в безмятежное спокойствие и гармонию, призревая суматошную московскую толчею и беготню… Тогда я зашел в церковь, немного поснимал храм и территорию обители и отправился дальше по своим мирским делам. Но, древний образ щусевского Покровского собора неотступно следовал за мной и не давал покоя. И вот, на днях, в эту солнечную весеннюю погоду мне захотелось подольше побыть здесь, поразмышлять, попытаться ощутить дух этой обители основанной перед самой революцией великой княгиней Елисаветой Феодоровной, которую за святость и веру и нарекли еще при жизни земным ангелом. Захотелось мне открыть для себя эту закрытую страницу нашей истории, о которой я мало, что знал тогда. Далее под катом интереснейшая, но трагичная история Марфино-Мариинской обители и судьбе ее основательницы - великой княгини Елисаветы Феодоровны поглощенной темным революционным пожаром, коснувшимся своим едким пламенем практически каждого русского человека.
Как я уже упоминал, основательницей этой обители является великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она вовсе не русская по своей крови, но стала ей по вере своей и делам ее. Елисавета Феодоровна родилась в 1864 году в немецком городе Дармштадте. Ее мать Алиса была дочерью королевы Англии Виктории, а отец Теодор Людвиг IV - Великим герцогом Гессенским.
02.
ИсточникЕлисавета вышла замуж за дядю будущего императора Николая II - Великого князя Сергея Александровича Романова, переехав в холодную Россию. Именно в этот приезд семейства Гессенов в Россию на свадьбу Елисаветы и Сергея ее младшая сестра Алиса познакомилась с цесаревичем Николаем. А в 1894 г. состоялась свадьба Алисы Гессенской и Николая II. Торжества омрачились тогда страшным бедствием: на Ходынском поле, где раздавались подарки народу, началась давка - тысячи людей были ранены или задавлены. Так началось это трагическое царствование - среди панихид и погребальных воспоминаний.
Еще в октябре 1888 году по поручению Александра III великий князь Сергей Александрович с Елисаветой Феодоровной прибыл в Палестину для представления на освящении Храма Марии Магдалины в Гефисимании на Святой Земле. Храм святой Марии Магдалины был построен в Гефсиманском саду, у подножия Елеонской горы. Этот пятиглавый храм с золотыми куполами и до сего дня - один из красивейших храмов Иерусалима. На вершине Елеонской горы высилась огромная колокольня, прозванная «русской свечой». Увидев эту красоту и благодать, великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено исполниться. В дар храму святой Марии Магдалины Елисавета Феодоровна привезла драгоценные сосуды, Евангелие и воздухи (покровы на сосудах со святыми дарами). В далеком 1982 году они будут использованы на церковной службе при канонизации великой княгини как великумученицы. Именно после посещения Святой Земли Елисавета твердо решила принять православие, несмотря на отказ отца дать ей на это свое благословение.
03.
Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия.
Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в московском Кремле открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Елисавета Феодоровна основала Марфо-Мариинскую обитель через два года после гибели от рук террориста-эсера Каляева ее мужа, в то время генерал-губернатора Москвы, сменив траур на белое одеяние сестры милосердия.
04.
На вырученные деньги от продажи фамильных драгоценностей и особняка на Фонтанке в Санкт-Петербурге она приобрела землю под обитель с четырьмя двухэтажными домами и огромным садом в Замоскворечье у купца и библиофила К.А. Соловьева на Большой Ордынке, 34. В обители на Ордынке были постепенно устроены две церкви (сначала домовая, а затем и Покровская), часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.
05.
Она целиком и полностью посвятила себя социальному служению и самоотверженно создавала и пестовала эту женскую обитель сестер милосердия.
22 мая 1908 г. на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества XII-XIV вв. Массивный объем храма с узкими щелевидными окнами увенчан крупной шлемовидной главой. Гладкие белые стены украшены кирпичным декором и каменной резьбой (скульптор С.Т. Коненков). Восточная часть здания, обращенная к улице, наиболее выразительна и пластична.
06.
Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора Сергея Коненкова.
07.
Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур,...
08.
...«Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» в месте с Кориным и лик Спаса над жертвеником. Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей с ликами архангелов и серафимов в растительном орнаменте.
09.
На центральной фреске «Путь ко Христу» изображены мужчины, женщины, дети, которые идут - ищут пути к спасению… «Затея была такова,- писал Нестеров,- среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами, так к вечеру, после дождя, движутся люди навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее - детям, раненому воину и другим - приблизиться ко Христу». Христос выходит к стремящимся к нему людям из светлого березового перелеска, овеянного зеленою и белою дымкой весны. В белых одеждах, исполненный благодати и грусти, Он протягивает руку тянущейся к Нему больной простоволосой девушке, а правую подает в помощь сестре-монахине.
В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземный храм-крипту - усыпальницу - ее расписывал Павел Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, которую она построила со своим мужем, а в Москве, в стенах своей обители.
10.
В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого.
Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Покровский собор освящен впервые в 1911 году, а 26 августа 1917 года состоялось полное освящение построенного и расписанного храма Пресвятой Богородицы.
11.
Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню (привратная церковь - фото ниже), где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.
Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии - по замыслу Елисаветы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг - посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 года.
В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».
12.
Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операциях и собственноручно делала перевязки. Если кто-то умирал, она обязательно была при этом человеке до самого момента его смерти. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь - здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой.
13.
Она занималась обширной подвижнической и благотворительной деятельностью. К примеру, на ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св.Николая Чудотворца. Так постепенно Елисавета Федоровная превращалась в живую святую.
14.
Обитель, ее храмы и богослужение вызывали восхищение современников. Этому способствовали не только храмы обители, но и прекрасный парк с оранжереями - в лучших традициях садового искусства XVIII - XIX века. Это был единый ансамбль, соединявший гармонично внешнюю и внутреннюю красоту…
Фигуры ангелов из элементов декора Северных врат Покровского собора
15.
16.
Голгофский крест. Элемент декора восточного фасада Покровского собора.
17.
Памятная резная каменная доска. Фрагмент декора восточного фасада Покровского собора.
18.
После революции обитель поначалу не трогали, но постепенно началось преследование Елисаветы Феодоровны, в апреле 1918 года настоятельницу арестовали и вместе с ее двумя любимыми сестрами отправили в Алапаевск на Урал. 17 июля в Екатеринбурге была расстреляна семья последнего русского императора, а 18 июля 1918 года оставшихся в живых Романовых, Елисвету Феодоровну с сестрами чекисты отвезли к заброшенной шахте старого Алапаевского рудника глубиной 70 метров и сбросили в нее, забросав затем гранатами. Очевидцы сообщали, что, несмотря на это из шахты долго слышалось пение великой княгини, а двое красноармейцев сошли тогда с ума.
Как выяснилось позже великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. С ней на этом выступе оказалось и тело Иоанна Константиновича - сына великого Князя Константина Константиновича. Пальцы рук великой княгини как и ее верной келейницы Варвары были сложены для крестного знамения. Умерли они от ран и жажды.
19.
В 1920 году белогвардейцы, захватившие уральский Алапаевск извлекли из шахты останки великой княгини и инокини Варвары и доставили их в Иерусалим. Мощи были положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. В 1921 году году Елисавету Феодоровну признали великомученицей.
Немного о чудесах. В 1931 году накануне канонизации запаянные гробы новомучениц решили вскрыть в Иерусалиме. Комиссию по вскрытию от Русской Духовной Миссии возглавлял архимандрит Антоний (Граббе). Когда Антоний остался наедине с двумя запаянными гробами, из своего гроба вышла Елисавета Феодоровна за благословлением. Потрясенный Антоний благословил великую княгиню после чего она вернулась в свой гроб не оставив никаких следов. Когда открыли гроб с телом великой княгини то помещение наполнилось благоуханием, по словам Антония «сильным запахом как бы меда и жасмина…». Мощи новомучениц оказались частично нетленными. Они были перенесены по благословению патриарха Иерусалимского Диодор, из усыпальницы в сам храм Марии Магдалины 2 мая 1982 года.
Небольшая часть мощей и плащаница священномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в придельной часовне Покровского собора. Слева на фото - Феодоровская икона Божьей матери.
20.
21.
Марфо-Мариинская обитель действовала до 1926 года, потом на ее территории в течение двух лет действовала поликлиника, где под руководством княжны Голициной работали Марфо-Мариинские послушницы. После ареста Голициной некоторых сестер выслали в Туркестан, а остальные уехали в Тверскую область, где создали свое огородное хозяйство.
22.
После закрытия Марфо-Мариинской обители в Покровском соборе устроили сначала кинотеатр, а потом дом санитарного просвещения со статуей Иосифа Сталина поставленной в алтаре - вот уж российские метаморфозы! Затем в Марфо-Мариинской церкви разместилась амбулатория профессора Ф.Рейн, а после Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские, ну а затем - Художественно-реставрационному центру им. И.Э.Грабаря.
В 1990 г. на территории монастыря был установлен памятник великой княгине Елисавете Феодоровне работы Вячеслава Клыкова.
23.
В 1992 году комплекс Марфо-Мариинской обители был возвращен Московской Патриархии. Но главный Покровский храм вернули церкви лишь в конце 2006 года после комплексной реставрации всей обители. В доме, где жила настоятельница Марфо-Мариинской обители, сегодня открыт мемориальный музей.
24.
Образ Нерукотворного Спаса. Западный фасад Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия.
25.
26.
Наверное, стоит рассказать, почему обитель называется Марфо-Мариинской, потому как в большинстве источников этому не уделяется пристальное внимание. Дело в том, что этот библейский сюжет, давший это название, очень трогал великую княгиню и объяснял смысл создания и кредо будущей сестринской обители.
В евангелии от Луки Христос «…пришел в Вифанию; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении…».
Сестры Марфа и Мария и их брат Лазарь были хорошо знакомы Христу, он часто у них бывал. Когда Христос пришел в Вифанию, Марфа вышла ему навстречу, в то время как Мария осталась дома… Сравнивая Марфу и Марию, их часто противопоставляют в качестве воплощений практичности и духовности, хотя и Марфа открыта словам Учителя, и Мария способна быть активной. И на этот раз свойства Марфы проявились не только в хлопотах по хозяйству, но и в её шагах ко Христу, неотделимых от умения слушать Его и усваивать услышанное…
Сестры в этот период времени сильно страдают от того, что четыре дня назад умер их любимый брат - Лазарь и они каждая по своему взывают к Христу о помощи… Христос даже не заходит в дом, Он сразу идёт к могиле Лазаря. Людей, собравшихся у могилы, он просит отвалить камень и повелевает Лазарю выйти из гроба живым и, по сути, воскрешает его к жизни уже после появления трупного запаха…
Западные врата Xрама Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители
27.
Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время своей земной жизни Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл своим другом. Многие иудеи, услышав о воскрешении Лазаря, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за шесть дней до Пасхи Христос опять пришел в Вифанию, там же был и воскресший Лазарь.
С усилением гонений на христиан Лазарь Четверодневный вынужден был переселиться на Кипр. Согласно преданию, святые апостолы встретили Лазаря на Кипре и рукоположили его во епископы. Праведный Лазарь стал епископом Киттии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). О праведном Лазаре мало сохранилось сведений, но, по преданию, Сама Богородица исткала своими руками святительский омофор для Лазаря и совершила морское путешествие на остров Кипр, чтобы лично передать этот дар новому епископу Киттийскому.
В этой удивительной истории главным является утонченное женское внимание к духовности и ее активная готовность помогать ближнему, выслушать его, прилагая все усилия к «воскрешению» заболевших и потерявших надежду к новой и праведной жизни. Созданная обитель посвященная святым женам-мироносицам Марфе и Марии должна была стать как бы домом святого Лазаря - друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы - служение Господу через ближнего своего.
28.
В обители царила атмосфера доверия и любви, созданию которой способствовали личные качества великой княгини Елисаветы Феодоровны. Сестры Обители через всю жизнь пронесли любовь к своей настоятельнице. Она была для них примером самоотверженного служения людям и истинно христианской любви.
Почему Елисавета была Феодоровной, будучи по сути немецкой принцессой?! Дело в том, что всем царевнам выходящих замуж за российских императоров и великих князей давали одно и то же отчество - Феодоровна, по имени Феодоровской иконы Божьей Матери, покровительнице царской семьи.
И еще одна интересная история - о третьем храме обители - подземном храме-крипте «Во имя Сил Небесных и Всех Святых». Именно там, как упоминалось выше, Елизавета Федоровна завещала себя похоронить. Из Покровского собора в усыпальницу ведет потайная лестница. Крипта состоит из двух помещений: узкого, под южным нефом храма, и более обширного - собственно, усыпальницы. Роспись подземного храма осуществил Павел Корин, лучший помощник Нестерова, назвав фрески «Путем праведников ко Господу». Ни до, ни после фресок он не создавал. Не исключено, что это вообще последняя храмовая роспись, выполненная в дореволюционной Москве.
29.
30.
31.
Строительные работы в подземной церкви завершились только в 1914 г. По уточненным данным, роспись была закончена в 1916 году. Крипту освятили 26 августа 1917 г.
Когда то на этой сейчас «причесанной» и «набриолиненной» земле был густой сад с вековыми липами, кленами и яблонями. К большущему сожалению большая часть их полностью вырублена. Совершенно не понятно, почему их не оставили произрастать здесь в память о великой княгине, которую они безусловно хорошо помнили…
32.
Мраморная купель. На втором плане виден корпус для заразных больных. Сейчас он зовется сторожкой садовника.
33
Голгофа
34
Вид на обитель с Голгофы
35.
36.
Часовня Елисаветы Феодоровны
37.
38.
Прогуляемся немного по этой светлой обители...
39.
40.
41.
Южный фасад Покровского собора Марфо-Мариинской обители
42.
43.
44.
45.
Воротный двор
46.
47.
Привратная часовня
48.
49.
Все же что то светлое и смиренное ощущается здесь. Храм Щусева до такой степени принявший главную роль седого и древнего новгородского храма поражает своей пронзительной аскетичностью, самоотверженностью и верой, пронесенной как сквозь века и тысячелетия. Совершенно определенно ты чувствуешь вложенную душу Елисаветы Феодоровны в эту идею, этот, мирским языком говоря, проект и в сам процесс возведения этой уже ставшей православной святыни. Когда прогуливаешься по этой святой и многострадальной земле ощущаешь легкую грусть, умиротворение и вступившее в свои права новое время, новую жизнь этой земли. Как бы хотелось, чтобы в этой новой возрожденной обители земных ангелов по настоящему возродился и стяжался святой дух, истовая вера, глубокое безусловное смирение и совершенное человеческое сострадание, чего так не хватает нашему современному стремительному и через чур сознательному Миру.
Постскриптум: в формате обычного поста в блоге невозможно рассказать обо всем, о чем я узнал и что хотелось бы здесь изложить, - к примеру - о детстве Елисаветы и ее семье, что раскрыло бы суть и причины того, что подвинуло ее впоследствии встать на путь целомудрия и сострадания ближнему… Поэтому я приведу ниже ряд любопытных ссылок для тех, кто хотел бы подробнее узнать об этой самоотверженной и посвятившей себя богу женщине, воплотившей в своей судьбе образ земного ангела, явившегося к нам с призрачных и чистых горних небес.
Дополнительная информация и источники:
Статья с сайта miloserdie.ru
«Марфо-Мариинская обитель отметила столетие освящения своего главного храма» Статья
«Преподобномученица великая княгиня Елисавета» Очень любопытная статья
«Детство Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны» Статья Архнадзора
«Корин под плесенью» Статья Марины Удальцовой
«Сила живописи» о Павле Корине
Много фоток из истории создания Марфо-Мариинской обители, в т.ч. и до передачи обители Патриархии:
http://yakimanka32.narod.ru/p35.htm Оригинал взят у
avdy_san в
Марфо-Мариинская обительОригинал взят у
vladimirdar в
Марфо-Мариинская обитель или одна история об ангеле земном