Бесспорным "плюсом" закона "Димы Яковлева" является то, что он заставил всерьез и на самых разных уровнях заговорить о давних проблемах детей-сирот и детей-инвалидов. Как всегда хочется надеется, что в этот раз разговорами дело не ограничится.
Если посмотреть федеральный банк данных о детях-сиротах ( www.usynovite.ru ), то легко узнать, что в 2012 году россияне отказались почти от 2500 новорожденных. У всех этих детей есть родители, иные родственники, но все они теперь - сироты.
Помните Антона? Его еще некоторые журналисты "использовали" в антипропаганде закона "Димы Яковлева", мол, если б не американцы... Да, в итоге - если б не они... правда - если б их страховка все не покрывала... но не важно. Ибо - все почему-то сразу забыли, что вообще-то у Антона есть родители. Богатые. Очень богатые. Они вполне могли лечить Антона а той же Америке или Германии. Но они от него отказались. ИМ БЫЛ НЕ НУЖЕН БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК (здорового брата Антона они забрали).
И вот тут и кроется корень проблемы: бессмысленно пытаться только устроить судьбу уже имеющихся сирот, это как вычерпывать воду из дырявой лодки. Все равно американцы бы всех не забрали. Важно прекратить этот поток отказов. А чтобы его прекратить - нужно понять причины, мотивы.
Мне трудно сказать, какими соображениями руководствуются люди, когда отказываются от здоровых детей. Зато я знаю, как предлагают отказ родителям детей-инвалидов.
6 лет назад заведующая одним из отделений детской больницы им. Св. Владимира в Москве вызвала меня в кабинет, взяла в руки медицинскую карту моего 3-х месячного сына, грустно пролистала ее, а потом вкрадчивым и доверительным голосом завела разговор. Нет, не о том, чем конкретно болен мой сын и как его лечить, в какие клиники и к каким специалистам нам обращаться. Она мне говорила о том, что я должна отказаться от своего ребенка, потому что, если я этого не сделаю, моя жизнь закончена: меня бросит муж, отвернуться друзья, я потеряю работу, буду жить в нищите, у меня больше не будет детей, при этом сын все равно умрет, ну или будет овощем, не будет меня даже узнавать. "Ну зачем тебе это нужно? Родишь другого, здорового, ты еще молодая!" Я не знаю ни одного родителя ребенка-инвалида, которому бы врачи не сделали такого "предложения".
Говорят, что якобы существует закрытый Приказ Минздрава от 1979 года, в котором врачам вменяется в обязанность рекомендовать родителям отказ от больного ребенка. Но даже если этот приказ - миф, то то, что делают врачи - реальность. Поэтому пришло время издать новый приказ, в котором, во-первых, строго-настрого запретить врачам склонять родителей к предательству, а, во-вторых, обязать их при рождении подобного ребенка тут же приглашать к родителям психолога, юриста, по желанию - священника, а так же специалистов из профильных НКО.
Знаю по себе - первое, что пугает, когда у тебя рождается особый ребенок, это ощущение вакуума: не понятно, что делать, куда и к кому обращаться, как люди с этим живут, на какую поддержку от государства можно рассчитывать? Ты чувствуешь, что вся твоя жизнь, все планы - рухнули, а что впереди? Неизвестность. А многие вокруг уверяют - впереди у тебя ад.
Мне повезло - у нас есть знакомые врачи, которые тут же подняли все свои связи и направили нас в нужном направлении. У меня замечательный муж, родные, друзья - никто не отвернулся, все помогали, чем могли. И даже на работе меня поддержали и перевели на дистанционку.
Однако реальность такова, что не всем так везет как мне. И это чисто человеческий фактор. Поэтому второй важный пункт работы по борьбе с отказами - это работа с общественным мнением.
Один скандальный журналист написал в 2009 году, что "нормальные люди отказываются от таких детей". И, к сожалению, это не его личное мнение, а именно общественная установка, культивировавшаяся в нашей стране долгие годы. Счастливый советский человек должен был быть здоров, бодр и весел, а тот, кто болеет - тот пьет, курит и ведет асоциальный образ жизни. Всем известно, что после второй мировой войны многие инвалиды были насильно вывезены на Валаам, дабы не портить вид советских городов. Да и перед Олимпиадой-80 в тех же "эстетических" целях на "101 километр" из Москвы были вывезены алкоголики и... инвалиды. Так в сознании россиян укоренилась уверенность, которая жива и по сей момент, что дети-инвалиды рождаются только у алкоголиков-наркоманов. И этот слоган периодически мелькает в антиалкогольных кампаниях, снова и снова наступая на больную мозоль ни в чем неповинных 500 000 семей, воспитывающих у нас в стране особых детей. Но правда в том, что по статистике в нашей стране первое место среди причин детской инвалидности занимают родовые травмы, затем инфекции, затем генетика и наследственные заболевания, и в самом конце - употребление родителями различных токсичных веществ. Давно уже нет СССР, но и в наши дни родители ребенка-инвалида могут услышать шушуканье за спиной: "Небось пили-курили, вот и родили урода". Некоторые родители уводят с детской площадки своих детей, если приходит ребенок-инвалид, мотивируя тем, что он пугает их детей, опасен или заразен. По тем же причинам родители здоровых детей противятся инклюзивному образованию в детских садах и школах.
К стереотипному негативному отношению добавляется еще и низкий уровень знаний. Есть люди, всерьез считающие, что синдром Дауна заразен, а ДЦП передается по наследству. Одна моя знакомая рассказала жуткую историю о том, как молодая мать, у которой родился ребенок с "заячьей губой", так переживала, что родила "урода", и ее теперь все будут за это осуждать, что выкинула младенца на мороз. Ребенка спасли, но, к сожалению, из-за обморожения ему пришлось частично ампутировать руки и ноги, и теперь он действительно инвалид. А заячью губу зашили - и следа не осталось. Это несложная операция, которую делают бесплатно в первый год жизни. Знай об этом непутевая мамаша - жизнь ребенка сложилась бы иначе.
Все это я уже пишу не в первый, не в пятый, не в десятый раз. Но точно знаю, по откликам - каждый раз как с чистого листа. Недавно одна моя знакомая меня спросила: неужели такие элементарные вещи надо объяснять? - Надо. Снова и снова. Пока я не услышу свои собственные слова в ответ.
Третья глобальная причина - это отсутствие доступной среды, из-за чего мы просто не привыкли к инвалидам, редко появляющимся на улицах и в общественных местах. А все что непривычно - обычно вызывает страх или нездоровый интерес. Многие люди, выезжающие заграницу, замечают, как там много на улицах инвалидов, как свободно они везде передвигаются, ведут обычный образ жизни, на них никто не обращает внимания. Для нашего человека это все еще шок. Не знаю как в других городах, но все то, что было сделано в Москве по программе "доступная среда" уже развалилось. У нас на моей "любимой" улице Капицы на месте съездов торчит арматура. А все почему? - Потому что делалось не для людей, а для "отчетности".
Все мною перечисленное в итоге и приводит к тому, что дети-инвалиды оказываются в детских домах, и по тем же причинам их мало кто усыновляет. Надо так же отметить, что у нас очень просто отказаться от ребенка, это занимает значительно меньше времени, чем процесс усыновления, и мало кто будет отговаривать и предлагать помочь устранить те причины, что толкают на этот ужасный поступок. Материальная сторона вопроса также немаловажна. В Москве на одного ребенка-инвалида в детском доме тратиться более 750 000 руб в год, а родитель ребенка-инвалида, потерявший в связи с его болезнью возможность работать, получает пособие по уходу в размере 1200 р в месяц.
Так что будем посмотреть, что будет делаться в первую очередь по обозначенным направлениям. В Указе, подписанном вместе с законом было сказано поднять пенсию детям-инвалидам с января, а к 15 февраля подготовить предложения по увеличению пособия по уходу. Пока что "все в процессе", но результата еще нет... Ждем.
Posted via
LiveJournal app for iPhone.