(Продолжение - начало статьи здесь:
http://svetlako.livejournal.com/44034.html )
Следующим относительным параметром, который важен для проводимого статистического анализа разгрома УПА - интенсивность такой борьбы, которую предлагается численно измерить количеством уничтожаемых в среднем за день бандитов. При построении данного графика в выборку попали точки, для которых указанный в документе интервал события составлял более 5 дней (в основном, это подекадные справки). Горизонтальные линии на точках имеют тот же смысл, что и ранее - длительность задокументированного события или период, за который собраны обобщающие сведения в документе.
Никаких открытий данный документ не несет. За два - два с половиной года интенсивность вооруженного противостояния снизилась аж на два порядка! Там, где в 1944 приходилось выкашивать сотню боевиков в день, в 1946-м бегали за каждым отдельным бандитом. Однако, математически данные точки оказались очень симптоматичными. Если проинтегрировать аппроксимирующую эти точки простейшую линейную убывающую зависимость за 44-45 год, то в результате такое оценочное количество уничтоженных за эти два года упивцев составит около 99000 чел, что точно соответствует обобщенным данным из табл.1 и табл.2. В этом случае, я имею полное право использовать такую аппроксимирующую зависимость в дальнейшем анализе.
Анализ этот будет заключаться в оценке т.н. захваченных участников боестолкновений. Упомянутый в начале заметки разнобой в отчетных данных при статистическом представлении «меры ожесточенности» привел к значительному разбросу точек. Однако тенденция была выявлена и численные аппроксимирующие оценки на характерных временных интервалах сделать можно.
Точки эти показывают любопытную тенденцию. В начале борьбы с УПА, когда боевики и жертвы среди них были многочисленны - их не брали в плен! Всего один захваченный на примерно 10 убитых. Из-за этого, несмотря на большую интенсивность борьбы (до 150 убитых боевиков в день в среднем) количество захваченных упивцев невелико и может быть по этим двум цифрам оценено как 15 чел. в день. Подчеркну, что я пытаюсь оценить количество людей, находившихся в момент боестолкновения вместе с вооруженными и стреляющими боевиками. Это не сочувствующие вообще, не пособники вообще, не дезертиры-уклонисты и т.д. - это формальные «члены УПА».
Прошло два года. УПА разгромлено и деморализовано. Доля сдающихся в плен к концу 1945-го года возрастает на порядки, а соотношение «убитые/захваченные падает ниже единицы. Количественно оно для этого периода составляет примерно 0,4. Много стало «захваченных». Но много - понятие относительное. Прежде всего потому, что общий накал борьбы существенно снизился. Теперь в день регистрируют всего десяток убитых боевиков, а число захваченных, которых стало относительно «много» оценивается тогда как 25 человек в день. Совсем недалеко от аналогичного числа в начале противостояния. Там 15 чел./день - тут 25 чел./день…
Более точно такие расчеты можно сделать, используя две аппроксимации - для «ожесточенности» и для «интенсивности». В итоге, если проинтегрировать аналитическое выражение, аппроксимирующее «захваченных за день» боевиков, то за два рассматриваемых года сложится очень смешная цифра - около 15-20 тыс. человек, захваченных после боев с бандитами. Почему смешная? Потому что уж очень она невелика. Обратите внимание насколько эта, откорректированная по исходным донесениям цифра меньше, чем цифры в «обобщенных» справках и таблицах из начала статьи! Вот такие черти сидят в деталях и в математической статистике!
Вместе со 100 тыс. уничтоженных за это время боевиков - это и было ядро УПА, ликвидированное за два года. Это были те люди, которые реально дрались с Красной армией. Не потенциальные союзники националистов или сочувствующие им, а сами боевики. Естественно, что мгновенная численность УПА была существенно меньше, чем эта совокупная цифра. Оценки мгновенной численности тоже колеблются - но я их сейчас даже упоминать не буду, поскольку пока приводимые данные не позволяют такие оценки проверить.
Остается сформулировать общий вывод.
За 1944-45 г.г. в боестолкновениях с УПА из ее боевого личного состава было выбито в совокупности около 120 тыс.чел.. К концу этого периода УПА перестала существовать как полномасштабная военная сила, сохраняясь как категория за счет немногочисленных наиболее фанатично настроенных боевиков.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Числовой материал взят из следующих основных источников:
1. НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956), М.: Объединенная редакция МВД России, 2008. - 640с.
2. Русский архив: Великая Отечественная: Т. 15 (4-5). Битва за Берлин (Красная Армия в поверженной Германии). - М.: Терра, 1995. - 616 с.
3. .Оперативные сводки Совинформбюро за 1945 г., в части сообщений, содержащих данные о ликвидациях окруженных группировок немцев или массовой их сдаче в плен с указанием трофейного вооружения (
http://www.soldat.ru/doc/sovinfburo/1945)
4. «Справка штаба войск по охране тыла Центральной группы советских войск о боевых действиях и операциях 336-го пограничного полка в феврале 1945 г., послуживших основанием для присвоения полку наименования «Будапештский» от 30 июля 1945 г.» (pvrf.su/dok/1939-1945/dok11.htm) (Прим.: Данный документ привлечен как содержащий большое количество однотипного числового материала по отдельному полку, поскольку другие привлеченные данные об ликвидируемых немецких войсках охватывают деятельность более многочисленных соединений - от дивизии до фронта)
5. "Борьба с националистическим подпольем в 1943-1959 годах на территории западной части СССР в материалах и документах архивов РФ", М. изд-во ВВ МВД РФ, 1998г.(
www.soldat.ru/files/f/dokument_nkvd.doc )
Исходные данные сводились в таблицы, содержавшие по каждому оперативному или отчетному случаю архивные данные документа; дату, место (укрупненно) и длительность описываемого события, а из собственно числового материала отбиралось следующие:
- захваченные, убитые и пришедшие с повинной бандиты, захваченные пособники, изменники, участники подполья, арестованные подозреваемые в бандитизме, дезертиры, уклоняющиеся от призыва и проч. по принадлежности или укрупнено, а также некоторые другие категории лиц, подлежащих проверке и фильтрации
- захваченное вооружение, также по принадлежности или укрупнено
Предпочтение отдавалось документам, в которых одновременно присутствовали детальные данные как о ликвидированном личном составе УПА, так и о изъятом вооружения. Наиболее информативным и однотипным документом были упомянутые в заметке подекадные справки, в которые включались как сведения «накопленным итогом» от некоей начальной даты, так и результаты деятельности за декаду или иной отчетный период. Кроме того, в них часто фигурировали типичные операции, в которых также содержались числовые сведения. Таким образом, в собранную выборку попали, как максимально обобщенные сведения, так и сведения, локализованные во времени и пространстве - вплоть до сообщений о ликвидации единиц и десятков бандитов.
Прим.: 1. Если кого-то из поклонников УПА коробит слово «бандиты», объясняю, что именно такая терминология была принята в цитируемых документах и всего лишь перенесена в эту публикацию. Я предпочитаю слово «боевик»..
2. Принципиально пока не упоминал «пришедших с повинной». По моему убеждению эти люди не могли в массе своей быть приписаны к УПА. Во-первых, замаранные кровью не винились, а незамаранные и нестрелявшие - еще не вполне бойцы. Во-вторых, массовые приходы с повинной - это в том числе последствия столь же массовых мобилизаций в УПА, когда в нее загоняли палкой и страхом смерти. Ну какие это боевики, скажите мне? В-третьих, часть «повинных» рванулась на пункты сбора после Победы. Эти вообще ни за кого воевать не хотели, в лесу же надеялись просто отсидеться. Тоже очень странные «боевики», которые от любого боя - как чорт от ладана… Часть всех этих контингентов неминуемо попадала в боестолкновения и тем самым неоправданно увеличивала статистику убитых или захваченных бандитов. Но - увы! - обратное отделение агнцев от козлищ в этих цифрах невозможно (особенно среди убитых).
Nota Bene: Пользуясь случаем, еще раз скажу спасибо Александру Москвину, за помощь в идентификаци материалов)