От Майдана до Майдана - как из Брешии в Брешию

Oct 01, 2009 01:47



Оранжевую революцию называют и правильно называют плодом деятельности американских политтехнологов. Все верно. Только не нужно забывать о предыстории вопроса. Американские политтехнологи тоже не семи пядей во лбу. Они лишь собрали и обобщили те приемы, которые по всему миру методом проб и ошибок пытались применить разного рода борцы за светлое будущее.

И между прочим, одним из полигонов для разработки таких социальных методик был сам Киев. Репетиции Майдана, причем успешные для р-р-революционеров, проходили тут же - только за десяток лет от оранжевой революции. Советские газеты были скупы на описания тех событий, очевидцы спустя годы «врут как очевидцы», поэтому воспользуемся эмигрантской прессой. Профессионалы пера, а иногда по совместительству и другого ведомства, очень хорошо подмечали в своих репортажам важнейшие с технологической точки зрения приемы.


1 серия. «Р-р-революция на граните»

Киев - Около 10,000 киевлян собрались 6 октября (1990 года - АСъ) вокруг площади Октябрьской Революции, чтобы защитить голодающих студентов от марша Республиканского Конгресса Антифашистов, прокоммунистической группы ветеранов второй Мировой войны. Напряженность нарастала с утра и площадь была полна слухов о провокациях. Однако, когда около 1,500 «антифашистов» в конце концов прошли по Крещатику, встреча вызвала больше веселья, чем провокаций.

«Лагерь» стал фокусом внимания в Киеве с момента своего появления у подножия монументу Ленину 2-го октября. Лежа на раскладушках, расставленных в ряд перед лагерем, голодающие грелись под переменчивым осенним солнцем и разговаривали с тысячами киевлян которые каждый день заполняли улицы перед ними.

Позади них 50 палаток увешанных флагами и плакатами были растянуты на колышках вбитых в щели между гранитными плитами. На большом оранжевом (! - АСъ) плакате перечислены требования студентов: отставка премьера Виталия Масола, новые многопартийные выборы весной, национализация собственности компартии, отказ от союзного договора, возвращение на Украину всех военнослужащих, которые служат за её пределами. Число голодающих изменяется ежедневно - некоторые слабеют и новые занимают их место. В пятницу их было 154 и столько же в группах поддержки и секьюрити. Половина студентов - со Львова. Большинство среди оставшейся половины - киевляне. Есть небольшие группы с Винницы, Ивано-Франковска и Дрогобыча, а также отдельные люди с Восточной Украины. Все гордо показывают на Милу Крюкову, которая голодает с ними с первого дня. Для большинства студентов голодовка - меньшая проблема нежели холодная не по сезону погода. Лишь немногие приехали с соответствующей одеждой. Однако киевляне несут им деньги, раскладушки, одеяла, свитера, носки куртки, термосы с чаем и цветы. (Мари Мицио, Ukrainian Weekly, 1990-41)

2 серия. Митинг против Союзного Референдума (16 марта 1991 года).

Киев (к сожалению, первый абзац в сканированной копии оказался неудобочитаем - АСъ) - Более чем *** тысяч сторонников движения Народный Рух Украины собрались возле ***. Возглавляли митинг демократические лидеры Иван Драч, Дмытро Павлычко, (***), Брюховецкий, Мыкола Жулинский, Олександр Мосюк, Юрий Бадзьо, Олесь Шевченко, Владимир Яворивский, Володимир Плешко и многие другие, которые выступили против Союзного договора.

Даже Борис Ельцин оказался гостем - агитируя в аудиозаписи против Союза. Д-р Грегори Стэнтон процитировал Томаса Джефферсона, обрисовав собравшимся на митинге значение независимости.

Митинг, который координировал Александр Лавринович, вице-председатель Руха, был уникален (! - АСъ) тем, что включал в себя концерт наиболее популярных современных музыкантов, в том числе Олега Павлишина, Марийки Бурмаки, групп «Рутения» и «Кому Вниз».

На трехчасовом митинге было показано и сатирическое выступление Володи Иванова из Зеленого Мира, сыгравшего роль коммуниста, выехавшего на сцену на лошади в сопровождении юных коммунистов-оптимистов. Он визжал лозунги в поддержку Союзного договора и этим веселил толпу, заставляя ее кататься от смеха. За его представлением последовало выступление группы «Кому Вниз», которые сначала пели пародийно на русском, а потом исполнили программу украинских песен на стихи Тараса Шевченко и Олександра Олеся. (Мария Коломиец, Ukrainian Weekly, 1991-13)

А теперь иллюстративный материал.


        

Общий вид палаточного городка на Крещатике, 1990 год и 2004 год.


  

Массовка на Крещатике, 1991 год и 2004 год.


       

Мария Бурмака на р-р-революционной сцене, 1991 год и 2004 год.

Найдёте 10 отличий? Нет, они есть, конечно. Бурмака, например, из брюнетки превратилась в блондинку, но мне кажется, к эффективности р-р-революционной технологии это имеет мало отношения.

Пройдемся по этой самой технологии и подчеркнем по цитированным коротким сообщениям характерные моменты в организации манипулятивных мероприятий - в частном киевском случае и вообще.

1. Нон-стоп акция (в одном случае это почти бесконечный митинг, в другом «постоянно» проживающая по месту действия группа в условных «домах»-палатках - в итоге на Майдане использовались обе техники).

2. Применение шоу-технологий для развлечения толпы (грустно и смешно, но с интервалом больше десятка  лет фронт-сингерами выступили те же артисты - узок круг этих революционеров; зато выступления стали выверенными по разнообразию репертуара - от полит-хип-хопа до задушевной лирики; хочу обратить внимание, что начало этому было тоже положено в 90-х, когда среди выступавших уже были артисты на разный вкус).

3. Перемежающиеся выступления политиков и шоуменов, поддерживающие толпу в состоянии ажиотажа и эйфории (в цитированных статьях о событиях 90-х скандирование не упоминалось, но оно там было, так же как было на Майдане - доведенное уже до совершенства)

4. Публичное артистичное высмеивание политических противников (это и русский язык как пародия, и сатиры на оппонентов в 90-х - и все помнят шуточки Майдана)

5. Присутствие на сцене или за кулисами сцены т.н. «кураторов» (в рассмотренных случаях это были американцы, причем упомянутый г-н Стэнтон за удачную работу на Украине был даже удостоен звания «человек года»).

6. Цветовое решение (оба этюда, не мудрствуя лукаво, были исполнены в оранжевых тонах)

7. Игра на сочувствие (голодные, мерзнущие детишки, которым надо принести горяченького, попить-поесть и чем-то попку прикрыть).

8. Одинаковый набор рекрутов-студентов (половина киевлян, половина с западных областей, единицы с Восточной Украины).

9. Сознательное завышение в прессе числа участников акции (слово «тысячи» используется почти как летописные «тьмы тьмущие»).

10. Четкая организация среди руководства акцией (вспомните равенство численности «голодающих» и «обслуживающего персонала» в 90-х; потом на Майдане это превратилось в математическую точность «десяток», службу безопасности, полевых командиров и т.д.

11. Применение людей-маркеров - узнаваемых по средствам массовой информации персон.

Я бы мог и дальше перечислять мелочи, которые пробовались в этих р-р-репетициях р-р-революций и псевдо-р-р-революциях: пробовались, анализировались, корректировались, пробовались снова в других странах и других обстоятельствах, постепенно доводя себя до совершенства. Сейчас - это уже не творчество и не искусство. Сейчас - это всего лишь ремесло. Совокупность технических приемов, которые при слабости власти срабатывают гарантированно. Ссылки на события 90-91 года на Украине есть во всех книгах по манипулятивным общественным технологиям - политкорректно называемыми ненасильственными революциями, методами Ганди, организованным социальным протестом и т.д.

Сначала информация о них была экспортирована с Украины. Потом вернулась, чтобы добить ее - узнаваемая, но увы! - забытая. От одного события до другого прошло 13 лет. Примерно цикл солнечной активности. Цикл оранжевого безумия. Будут ли еще его рецидивы или Украина заработала наконец выстраданный иммунитет?

Нота Бене: Путь информации об особенностях проведения первых репетиций Майдана от изобретателей к аналитикам - был тернист и извилист. В нем были задействованы весьма известные теперь люди. Но об этом позже и может быть даже не здесь.

ukraine-today

Previous post Next post
Up