Андрей Александрович Фурсенко
Министр образования и науки Российской Федерации (с
2004).
Отношение к советскому образованию и формированию человека-творца:
По словам заместителя Председателя Комитета по образованию и науке
Государственной думы РФ, Председателя движения «
Образование для всех» , Андрей Фурсенко на ежегодном молодежном
форуме на Селигере 23 июля 2007 года сказал, что по его мнению,
«недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Однако в выпуске «
Литературной газеты» непосредственно после
форума на Селигере слова министра изложены несколько иначе:«Выступая на конференции, прошедшей в рамках организованного движением „Наши“ всероссийского молодёжного форума „Селигер-2007“, министр образования Андрей Фурсенко посетовал на оставшуюся с советских времён косную систему в своём ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, по мнению министра, главное - взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими».
Акцент на главную цель образования «взрастить потребителя, способного пользоваться достижениями и технологиями, разработанными другими» отмечается и в других публикациях об этом форуме
Русский журнал: Необходима решительная смена политики в образовании. По мнению ведущего редактора отдела «Общество» «
Литературной газеты» Людмилы Мазуровой, Фурсенко имел в виду задачу взрастить квалифицированного потребителя, способного воспользоваться преимуществами
общества знания, воспринимать информацию и правильно использовать достижения и технологии.
Несколько другие акценты расставлены и в материале
РИА Новости об интервью министра «
Первому каналу»в 2006 году, почти за год до заявлений на Селигере. Фурсенко заявил, что учить людей использовать существующие знания и достижения не менее важно, чем готовить «творцов», создающих что-то новое.
Позднее на семинаре в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете ЛЭТИ и на заседании учебно-методического объединения по направлению «Металлургия» в
Череповце Фурсенко сказал, что пока идеология образования в большинстве своем осталась прежней, советской: вузы убеждены, что должны готовить творцов, а творцы не всегда и не везде нужны.
Идеология образования осталась той же - мы должны готовить творцов. А нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам.
Такая позиция вызвала большой резонанс, высказывались например замечания, что ни одна из планируемых жизненно важных для России программ не может быть реализована потребителями-исполнителями, владеющими лишь отвёрточной и сборочной технологиями по чужим схемам. Как следствие такой образовательной политики рассматривается и то, что в 2009 году только 40 % первокурсников механико-математического факультета и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ справились с контрольной по материалам ЕГЭ .
Доходы:
За 2006 год, по официальным данным, Министр получил доход 2,6 млн рублей
За 2008 год по официальным данным Правительства РФ А. А. Фурсенко получил 4,5 млн.рублей
За 2009 год - 4.9 млн рублей
Критика:
В марте 2011 года появилось Открытое письмо Президенту с требованием
отставки Андрея Фурсенко из-за разрушения им системы музыкальных школ,
которое подписали такие известные деятели отечественной культуры как
Олег Табаков и
Владимир Спиваков Источник:
http://ru.wikipedia.org/ Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем
образования стран
Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания
единого европейского пространства высшего образования.
Основные цели Болонского процесса:
С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса (у меня сомнения в высшем
качестве этого процесса).
Для участников которые присоединились к Болонскому процессу ранее 2010
года были поставлены цели, достижение которых ожидается к
2010 году:
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Основные положения Болонской декларации:
Цель декларации - установление
европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Негативные мнения о Болонском процессе
- Как сообщает Neue Zürcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS (англ.European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
- По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
- Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.
- На этом список негативных процессов в российском образовании не заканчивается. Самый главный недостаток - детей отучают мыслить образно с учётом пространственно-временных изменений. Теряется творческий подход и отменяются морально-нравственные, человеческие ценности.