Тутаев

May 12, 2012 18:14

Продолжаю рассказ об осеннем путешествии. Сегодня у нас на очереди Тутаев.
О том, что существует такой город, как Тутаев, я, к своему стыду, узнала, только когда мы стали планировать наше путешествие. И я была уверена, что само название «Тутаев» - древнерусское, типа «Ростов» или «Ржев»…
Стала читать про Тутаев, и оказалось, что это название город получил в 1924 году в честь красноармейца Ильи Тутаева, погибшего в 1919 году (теперь пишут, когда пытался ограбить кого-то, в советское время версия была другой).
Сейчас активисты пытаются вернуть городу историческое имя - Романов-Борисоглебск.
История города вкратце такова: сначала был город Романов, основанный князем Романом, остановившемся на берегу Волги со своей дружиной. Несколькими веками позже на противоположном берегу Волги возникла Борисоглебская слобода, а затем и город Борисоглебск. Потом эти два города объединили в Романов-Борисоглебск.

От Рыбинска до Тутаева мы ехали меньше часа. Потом искали гостиницу по записи в блокнотике, которую я сделала под диктовку по телефону: «Въезд в Тутаев - первый светофор налево, слева - рынок и детский парк, справа - коттеджный поселок, за последним домиком - поворот направо, проселочная дорога, третий дом с красным забором». Ни рекламы, ни указателей. На отеле за оконным стеклом на первом этаже скромный листочек формата А4 с напечатанным на принтере названием «Отель Екатерина». Остается только догадываться, почему отель так шифруется…
Заселились и поехали смотреть Тутаев.

Гостиница находится на Борисоглебской стороне города, поэтому сначала мы проехали к Воскресенскому собору - самому большому собору в Тутаеве и единственному, сохранившемуся в хорошем состоянии в этом районе.
Собор очень красивый. Он построен на месте, где когда-то стояла церковь Бориса и Глеба, давшая название всей слободе. Церковь была деревянной, затем на ее месте построили каменную церковь, а потом над ней возвели собор, так что это «церковь в соборе». Внутренние своды между церковью и собором целиком расписаны фресками (что само по себе напоминает Ферапонтово).

Воскресенский собор

Недалеко от Воскресенского собора восстанавливают Благовещенскую церковь. Но видно, что она была очень сильно разрушена и перестроена. Работы впереди еще очень много…

Благовещенская церковь
В остальном Борисоглебская сторона Тутаева не представляет никакого интереса. Если двигаться от набережной, то сначала идут деревянные дома, потом коттеджный поселок, а затем районы хрущоб, очень депрессивные… И трасса до Ярославля, по которой мы и ездили по Ярославской области.

Далее мы поехали на Романовскую сторону. Моста через Волгу в Тутаеве нет. Самый короткий путь - на пароме. Приехали на причал, и выяснилось, что как раз в это время у парома перерыв 1,5 часа. Терять их не хотелось, посоветовались с тетенькой-кассиршей и поехали через Ярославль (как раз те же 1,5 часа и вышли).
Приехали наконец-то в тот же Тутаев, только на другой берег. Тот, да не тот. Романовская сторона - это реально деревня. Ну, или поселок (у меня дача в таком). Деревянные дома, заборы из штакетника, проселочные дороги, кирпичных строений - процентов, наверное, 10, не больше. На многих улицах есть указатели и с советскими названиями, и с историческими.

Меньше всего ожидаешь увидеть здесь шедевры древнерусской архитектуры. А их, на самом деле, хватает с лихвой. Только подойти к некоторым из них затруднительно: грязь на дорогах непролазная… Но если уж пробрались, то удовольствие гарантировано:

Воскресенская церковь

Крестовоздвиженский собор

Спасо-Архангельская церковь

Казанско-Преображенская церковь

Троицкая церковь

Покровская церковь
Обратно мы возвращались все-таки на пароме.

Так как мы провели в Тутаеве 5 дней, было время пообщаться с местными жителями. Они рассказали, что паромная переправа связывает два района города только несколько месяцев в году. Зимой Волга замерзает, и можно переходить на другой берег пешком по льду. А вот ранней весной и поздней осенью Романовская и Борисоглебская стороны реально оторваны друг от друга. Особенно страдает, конечно, Романовская сторона. Здесь и работы меньше, и больницу с роддомом закрыли, приходится ездить в Ярославль. Да и вообще в Тутаеве с рабочими местами не очень, большинство местных жителей работают или в Ярославле, или в Рыбинске, или уезжают на несколько месяцев работать вахтовым методом…
Обидно, что такой город еле выживает… На мой дилетантский взгляд, у Тутаева огромный туристический потенциал. Но для его реализации нужно вложить немалые деньги… Мышкин - вот это образец для подражания. Ведь Тутаеву даже не надо придумывать никаких историй про мышей и т.д., нужно только сделать город привлекательным для туристов. Сейчас в Тутаеве проблематично даже купить сувениры (хорошо, что мне пришло в голову спросить о них в газетном киоске - там нашлись сувенирные магниты). В местном музее, видимо по примеру Мышкина, организовали музей романовской овцы, но его совершенно не рекламируют. И узнали мы об этом музее именно в музее мышей в Мышкине…

Мы думали совершить речную прогулку из Тутаева в Ярославль на «метеоре», но оказывается, «метеоры» в Тутаеве не останавливаются, хотя причал для них есть. А ведь это был бы такой приток туристов!
Еще один минус - это гостиницы. Их мало, а уровень сервиса аховый. В нашей гостинице вода нагревалась бойлером, и вечером, когда большинство постояльцев было в номерах, горячей воды просто не хватало на всех.
Возможно, я и не права, и местные жители скажут, что поток туристов им и не нужен, спокойнее будет. Но лишние деньги от турбизнеса городу точно не помешали бы…

Вот такие смешанные впечатления остались от Тутаева. Когда мы жили там, у меня было ощущение безысходности. Сейчас, когда прошло время, я вспоминаю город с теплотой и надеждой на его возрождение. И особенно приятно вспомнить один романтичный вечер на берегу Волги, закат был просто потрясающим! )