Посмотрела новый фильм "Думаю, как все закончить". (режиссер Чарли Кауфман)
После просмотра советую послушать вот такой замечательный подкаст Кинопоиска с обсуждением
Теперь попытаюсь описать ворох своих ощущений по вышеозначенному поводу. Из кинопроизведений по сценарию Чарли Кауфмана видела всего 3 фильма, и все оба прекрасные: "Вечное сияние чистого разума" и "Адаптация" с Николасом Кейджем, так как третий, сделав несколько заходов, так и не досмотрела. Это "Нью-Йорк, Нью-Йорк". Но все три - запутанные, и "Думаю, как все закончить" не исключение. Тем не менее, я в него погрузилась, в отличие от "Нью-Йорка", практически на одном дыхании, но, ближе к финалу, вдобавок к поэтической одышке прибавился еще и скрип зубами:))
Если Нолан занимался фокусами перемещения действия вперед-назад во времени, то фишка Кауфмана - тонкие вибрации, неуловимые движения психики человека, которые должны быть скрыты от посторонних глаз, но при этом искусно выражаются средствами кинематографа: планы, монтаж, свет, ракурс и т.д. Такова природа кино, тем интереснее его авторский подход к экранизации.
Фильм снят по одноименной книге канадского писателя Иана Рэйда. Занятно, сколько в граммах напустил тумана в сценарий Кауфман. Чьими там, например, на самом деле словами сетует Люси о том, что девушке нельзя уже выпить, так чтоб без мизогинии и без женоненавистнической чуши для любителей Фрейда.
У нас в голове есть образы людей, существующие словно параллельно во времени. Некоторым личностям мы даже можем выслать приглашение в свою голову. Приходите, познакомимся с моими родителями! А, их нет уже лет надцать, не беда, все равно и гостей то самих, возможно, не существует. Кто помнит зачетную комедию с де Ниро и Стиллером "Знакомство с родителями"?;) Этот фильм не комедия. И даже не хоррор, хотя стилистически иногда тянет в ужастик. Может, даже ближе к Линчу.
Помимо людей, в мыслях есть также литературные, кинематографичные, телевизионные, музыкальные образы...Все ли они дома и где вы сами заблудились, какую рекламу вы вспомните перед смертью - как бы иронизирует голос внутреннего критика. Но в "Думаю, как все закончить" героям не до смеха и дом им их не так сладок, как дым оставленного отечества, а скорее приторен и тошнотворен, как привкус переслаженного и тающего мороженого. Весь фильм я ожидала, что Люси возьмет руль в руки и поедет сама назад (несмотря на предупреждение продавщицы мороженого), чтобы выехать из его башки, но нет. Гиперответственность и соглашательство с потоком времени - наше всё. Сказать "Нет" своему создателю трудно.
На самом деле все эти съемки внутри чужой головы психологически утомительны, но любопытна сама идея, которая сама по себе уже тенденция. Это кино - чистое произведение постмодерна, включенное в контекст гиперссылок как неразрывный пазл. И, чтобы приблизиться к его пониманию, нужно знать о чем эти гиперссылки, то бишь упомянутые в фильме образы. Уже мало просто сделать фильм, который достаточно посмотреть от начала до конца, нет, теперь фильм как художественный объект неразделимо встроен в систему поддерживающих его смыслообразование связей. О, да, в наш клиповый-короткий век прокрастинаторов, настоящему произведению искусства недостаточно отожрать ваши два часа с хвостом! Оно требует еще более глубокого погружения в себя для понимания смысла увиденного. Вот вам списочек литературы, список музыки и фильмов. Изучайте. Напишите диплом, роман, поэму. Потом вернетесь.
Недаром упоминается в фильме и писатель Дэвид Фостер Уоллес, автор романа "Бесконечная шутка". Из Вики: "Роман включает 388 пронумерованных сносок (некоторые из которых также имеют свои собственные сноски), объясняющих или излагающих некоторые моменты в истории. Уоллес характеризует этот приём как способ подрыва линейности текста при сохранении целостности повествования." Сценарий "Думаю, как все закончить" именно так и выглядит, затянувшейся драматической шуткой.
P.S У меня также есть стих "Легкая атлетика", посвященный потоку времени, проходящего сквозь человека.
Нет, Время
Не хочу обойти.
Cкорее оно обогнёт меня,-
Переиграет, склеит
Топорщиеся куски.
И так далее (полный текст
https://stihi.ru/2008/07/06/1471 )