Акцент на негативе - ошибка в воспитании?

Feb 17, 2016 20:01

Согласитесь, намного легче найти что человек делает «не так», чем то, за что его хорошо бы похвалить. Я, конечно, ещё не родитель, но мне кажется, большинство родителей ругают или делают замечания детям чаще, чем хвалят. Во многом это и понятно - ребёнок постоянно норовит выйти за «рамки», ему отведённые. То на шкаф полез, то кота за хвост таскает. Но со временем это превращается в поиск того, что же ваш ребёнок делает неправильно. Даже во взрослой жизни. А бывший ребёнок продолжает ощущать рамки, которые ему отвели родители и подсознательно боится за них выйти.
Многие рамки бывают полезны, как Правила дорожного движения. По жизнь - не асфальтированная дорога, и порой нужны необычные решения. А откуда же им взяться, если родители приучают быть как все, но при этом быть лучше других. Это как так?




У меня хорошая мама, почти никогда не ругалась. Но если мы с братом делали что-то «не так», то она сильно переживала и так многозначительно начинала расспрашивать, будто небеса на землю упали. И вот это вызывало раздражение больше, чем ругань отца.

Я с детства любил чертить и изучать карты. Я знал географию наверно лучше учительницы. Мог наизусть назвать почти все страны мира, включая какие-нибудь Тринидад-и-Тобаго, Свазиленд и Бурунди. Нет, мне никто в этом не препятствовал. Но ближе к старшим классам мама всё чаще говорила, что я занимаюсь никому не нужной ерундой. Тоже самое с «писаниной». Писал я в школьные годы довольно много и на самом деле всякую хрень, которую потом сжёг. Много у меня было мата. Да-да. Жизнь подростков как она есть - с пошлостями, матом и всем таким. Многие истории были реальными, с настоящими именами моих одноклассников, которых мама знала. И она читала эти мои записи украдкой. Для чего? Чтобы помочь мне жить в этом суровом мире? Нет. Чтобы узнать не делаю ли я чего-то очень плохого? Наверно я тоже хотел бы это знать про своих детей. Может она всё понимала, что это возраст такой и ничего дурного про меня не думала. Но по душам разговоров не было, и потому я думал, что делаю что-то плохое и сильно расстраиваю маму.

Мой двоюродный брат в молодости вёл не очень хорошую жизнь. Пил по чёрному, даже колоться начал. Это, конечно, очень трудно принимать. Да и не за чем, чтобы не поощрять. Но прошло время и брата как подменили - он завязал с наркотой и выпивкой, женился, родили ребёнка, строит себе дом. Очень тихий и спокойный, работящий человек. Возможно это потому, что отец продолжал в него верить. И вот без этого непутёвого периода вряд ли он бы стал таким. Чему это учит? Надо больше ПРИНИМАТЬ и меньше судить. Это не значит, что сыну-наркоману надо покупать дозу. Просто относиться полегче к тому, что не укладывается в наше понимание хорошего и нужного.

Я смотрю на некоторых знакомых и диву даюсь - как можно своих детей так корёжить? Детей с гуманитарным складом ума запихивают в математические классы, потому что «математика основа всех наук». Нравится испанский язык? Да ты подумай - кому он нужен, учи английский! Да, не получится всем заниматься своими любимыми делами. Ведь тогда не было бы сантехников, автозаправщиков и уборщиц. Я думаю мало кто занимался бы этим имея кучу денег.

Все мы хотим, чтобы наши дети жили хорошо: с семьёй и в достатке. Но кто при этом становится счастливым? Подумайте только - мы готовим детей к жизни как к войне. Ты должен выучиться, должен жениться, должен работать и хорошо зарабатывать, должен родить детей, должен быть уважаемым человек в обществе, не должен гонять лодыря, не должен быть педиком или лесбиянкой, не должен пить, не должен огорчать родителей. Это минное поле. У девочки вот не получается выйти замуж и она чувствует на себе недовольные взгляды родителей: мол подвела. А если и не хочет вообще выходить замуж - так это вообще предательница!

Надо запомнить: дети ничего нам не обещали. Муж обещает жене хранить верность. И потому она имеет право забираться в его личные переписки. Возмущаться этому не вполне честно. А дети ничего нам не обещали. Потому читать их дневники нельзя, бесцеремонно влезать в их планы на жизнь и указывать - тоже.

При чём же здесь, вы спросите, акцент на негатив? Очень даже причём. Требовательность к детям, обиды и злость на их поступки, рождаются от мысли о том, что сами они не способны прожить свою жизнь. То есть мы отбираем у них веру в себя.

Как мы взращиваем цветок? Поливаем его, подкармливаем чтобы вырос крепким. Если в грунте - пропалываем от сорняков и опрыскиваем от букашек пока не подрастёт. А если цветок в горшочке на подоконнике? Вот тут приходится работать по полной программе: кормить, поить и опрыскивать ВСЮ его жизнь. Жизнеспособные же садовые цветы нуждаются в уходе лишь в детстве - пока подрастут.

И немного давайте улыбнёмся











психология, родители, воспитание

Previous post Next post
Up