"Вычисляющее мышление "загоняет" одну возможность за другой. Оно не может успокоиться и одуматься, прийти в себя. Вычисляющее мышление - это не осмысляющее мышление, оно не способно подумать о смысле, царящем во всем, что есть."
М.Хайдеггер, "Отрешенность"
Представьте себе ситуацию, когда группа инженеров спроектировала и построила океанский лайнер, который в первый же рейс пошел ко дну. Заказчик и владелец лайнера, несмотря на это досадное недоразумение, все равно выплачивает огромные премии проектировщикам за достижения в разработке отдельных узлов лайнера. Так сказать, "к пуговицам претензий нет". Какой вывод в связи с этим можно сделать? Сможет ли данное предприятие найти желающих воспользоваться его услугами? Вряд ли.
Точно так же экономисты продолжают восхищаться потовыделением пациента незадолго перед смертью и нахваливать использованные методы лечения. Именно так сегодня воспринимается Нобелевская премия по экономике, как пир самодовольства во время чумы экономического упадка. И не надо высокомерно морщиться, пытаясь своим видом доказать отсутствие у оппонентов понимания сакральных эконометрических истин. Потому что в конце длинной череды математических формул часто оказывается вывод о том, что
500-граммовая банка кетчупа стоит в 2 раза дороже 250-граммовой.
Но намного важнее последствия сделанного вывода. И вот здесь происходит главное недоразумение, так как экономисты рассматривают свои теории оторвано от реальности в том смысле, что они не учитывают влияние теорий на поведение людей. Разумные теории приводят к неразумному поведению. Чем, например, была плоха теория Ивана Карамазова? В конце концов, вопрос не об истинности теории, а о том, для оправдания каких поступков и политики она используется, и к чему приводят эти поступки и политика.
Продолжение