Изучая проблематику славянского этногенеза, ученые нечасто задаются вопросом о том, в каком регионе сами раннесредневековые славяне (или, вероятнее, какая-то их часть) видели свою прародину.
В своей
статье о ранней истории Волыни (VI-X вв.), я пришёл к выводу, что ал-Масуди и "Баварский географ" (далее - БГ) передают одно и то же славянское этногенетическое предание, отражающее распад существовавшего в примерно в VII-VIII вв. этнополитического союза во главне с волынянами (вариант БГ - "червянами", но учитывая то, что Червенская земля и "Волынь в узком смысле" - это ближайшие соседи, данное различие не имеет особого значения), распавшегося впоследствии. Археологическим кореллятом этому была луки-райковецкая культура, сформировавшаяся на Волыни, а затем распространившаяся в соседние регионы и давшая начало культурам ряда летописных "племён". Именно этот процесс постепенного расселения носителей луки-райковецкой культуры и их дифференциации на ряд "племён" и отразился в славянском этногенетическом предании, зафиксированном БГ и ал-Масуди.
На этом данный вопрос мне казался, в общем, решённым, так как все остальные варианты трактовки этих известий малоубедительны, а каких-то параллелей к этим известиям, или данных способных их как-то прояснить я (равно как и никто до меня) в источниках не находил.
И вот однажы я понял, что параллель к названным известиям ал-Масуди и БГ существует. Речь о знаменитом известии Прокопия Кесарийского согласно которому, склавины и анты происходят от некоего народа "споров". Давно понятно, что название это Прокопием искажено на греческий манер (он даже попытался объяснить его из греческого) и существует несколько его объяснений из славянского, наиболее убедительным из которых выглядит сопоставление "споров" Прокопия со "сполами" Иордана - народом, с которым пришлось столкнуться готам на пути от Балтийского моря к Чёрному.
Где же жили эти "сполы"-"споры"? И вот тут оказывается, что жили они, по весей видимости, именно на Волыни. Именно в районе Волыни, судя по материалам распространения вельбарской культуры, шедшие на юг готы столкнулись со славянами - носителями древностей зубрицкой (волыно-подольской) культурной группы, основательно изученной украинскими археологами (некоторые итоги этого изучения подведены в
недавней монографии Д.Н. Козака) и пересекли полосу славянских земель. Столкновение славян и вельбарцев-готов зафиксировано археологей: в конце II в. на Волыни зубрицкие памятники исчезают и на их месте появляются вельбарские. При этом плотность зубрицкого населения в более южных районах Поднестровья, напротив, существенно возрастает, что указывает на уход славян на юг под давлением готов.
Получается, уже во времена Прокопия у славян или у какой-то их части бытовали представления об их происхождении из волынского региона. В этой связи сразу вспоминается, что согласно концепции славянского этногенеза В.Д. Барана и ученых его школы (в частности, Д.Н. Козака) именно он был одним из ключевых центров кристаллизации славянства и его последующего расселения.
При этом, разумеется, сказать с уверенностью о том, что Прокопий с одной стороны и БГ с ал-Масуди с другой воспроизводят одно и то же славянское этногенетическое предание нельзя. Более того, скорее всего, они как раз относятся к разным эпохам: у Прокопия речь идёт о расселении славян из волынского региона черняховской культуры, а у ал-Масуди и в БГ - о волынском этнополитическом союзе VII-VIII вв. и его распаде, выраженном расселением носителей луки-райковецкой культуры, но всё равно совпадение очень любопытное.
Получается, Волынь дважды была своеобразной "кузницей славян" и оба раза соответствующие славянские этногенетические предания отразились в источниках. При этом важно подчеркнуть, что судя по количеству городов, отмеченных в летописях и исследованных археологгами поселений, Волынь как в I тыс. н.э., так и в древнерусские времена была одним из наиболее густо населенных регионов славянского мира а затем и Древней Руси, что не раз приводило к своеобразным "всплескам" - достигнув какого-то "пика" её население начинало распространяться в соседние регионы. Так было в ходе славянского расселения, так было в ходе распада луки-райковецкой культуры, так было в XII-XIII вв., когда значительное число жителей этого региона переселилось на север и северо-восток Руси.
В итоге мы видим весьма интересную картину. Выходит, Волыни дважды "повезло" - два раза связанные с ней славянские этногенетические предания, относящиеся к разным эпохам, попали на страницы источников.