После вчерашнего поста о
боевых возможностях украинской армии, меня попросили высказать свои соображения о боевых возможностях ополчения. Этот вопрос несколько сложнее, так как если по украинской армии есть пусть и расходящиеся, но всё-таки более-менее приемлемые для анализа данные (а также понятен её общий уровень), то с ополчением данных для анализа существенно меньше. Источники тут сильно расходятся (кто-то говорит, что помощь из России им льётся как из рога изобилия, кто-то говорит, что её почти нет и т.д.), накручено много мифов, численность и техническая оснащённость могут быть определены только в самых общих чертах.
Ясно одно: в материально-техническом смысле ополченцы Донбасса существенно уступают украинской армии и иным вооружённым группировкам, ведущим с ними войну, но в моральном смысле превосходят их на порядки, иначе они не смогли бы так долго и упорно держаться. Это свидетельствует о том, что подавляющее большинство ополченцев - безусловно, дончане и луганчане, которые бьются за свою землю. У добровольцев, а тем более наёмников из России не могло бы быть столь высокой идейной мотивированности. Очевидно, что их количество незначительно относительно количества донбассцев. Упорный самоотверженный характер боевых действий со стороны ополченцев категорически опровергает и встречающиеся пренебрежительные утверждения, что там де "гопники воюют за мелкий прайс". Гопники за мелкий прайс не будут стоять на смерть, как это делает ополчение. Мужество и героизм ополченцев, воюющих с несравненно лучше оснащённым врагом вызывает уважение как бы кто ни относился к политической стороне противостояния. Очевидно, что массово воюют в ополчении самые обычные жители Донбасса. Итак, среднестатистический ополченец - это обычный житель Донбасса, взявшийся за оружие, чтобы защитить себя и свой дом.
Что можно сказать по поводу сложившейся на данный момент военной ситуации в Донбассе? Вот карта положения в Донбассе на данный момент с некоторыми цифрами, которые можно принять за основу (под катом, большой размер).
Исходя из этой карты, рисуется следующая картина:
1) Успехи украинских военных за последнее время крайне незначительны (почему -
я уже писал), фактически их два: взятие Славянска в оперативное окружение и частичное отсечение ополченцев от границы с Россией, в остальном идёт топтание на месте;
2) Отсюда следует, что ополченцам надо в ближайшее время решить, что делать со славянской группировкой. Варианта может быть два:
- либо прорывать кольцо окружения и восстанавливать сплошную линию фронта двумя сходящимися ударами со стороны Славянска и со стороны основной территории, контролируемой ополчением (со стороны Краматорска или Артёмовска);
- либо славянской группировке прорывать кольцо окружения, оставлять Славянск и уходить к Краматорску, чтобы усилить его оборону.
Первый вариант, в принципе, предпочтительнее, надо только сформировать достаточно мощную ударную группу, но если сил на его осуществление не хватает, надо действовать по второму, у которого, в принципе, тоже есть свои плюсы - создание мощной единой группировки в Краматорске, которая сможет организовать устойчивую оборону города. Главное - принять решение быстро, пока славянская группировка не оказалась в плотном кольце, которое обречёт её на разгром.
3) Ополченцам надо любой ценой удерживать достаточную по протяжённости границу с Россией, иначе они окажутся в гигантском котле;
4) Крайне желательно ополченцам покончить с анклавами украинских войск в аэропортах Донецка и Луганска, а также на оружейных складах Артёмовска, дабы исключить возможность удара с тыла.
Что касается пунктов 3 и 4, то судя по действиям ополченцев, они прекрасно понимают важность их выполнения. Если вопрос со славянской группировкой будет оперативно и правильно решён руководством ополчения, то, в общем, можно будет констатировать провал начатого Порошенко наступления на стратегическом уровне (даже в случае занятия Славянска - это мало, что даст, если силы Стрелкова отойдут в Краматорск и окопаются там).