Взгляд американского журналиста на общество и войну

Oct 08, 2016 16:05





Недавно дочитал новую книгу американского журналиста, очевидца нескольких войн Себастьяна Юнгера «Племя: возвращение и принадлежность» (Tribe: On Homecoming and Belonging), изданную в 2016 году. Свою книгу Юнгер начинает с рассмотрения истории колонизации Америки, противостояния индейцев и колонистов...
Он рассказывает, что переход на сторону индейцев был для колонистов очень привлекательным. Более того, если индейцы захватывали пленных и ассимилировали их, то обратно их превратить в обычных колонистов было уже невозможно. И наоборот - индейцы, которым пытались привить цивилизацию, крайне быстро возвращались в племя, если им представлялась такая возможность. Обосновывает он это тем, что общество, государственное устройство, существовавшее у колонистов, уже тогда было глубоко чуждо социальной природе человека, чего уж говорить о сегодняшнем дне. Жестокое, но более близкое к природе человека эгалитарное устройство индейского общества было привлекательно. Там человек не отчуждался, там был частью сверхплотного общества.

Юнгер приводит в своей работе исследования, согласно которым у примитивных обществ, какими были общества индейцев, самоубийства из-за психических расстройств зафиксированы не были. Да, были ритуальные обряды, самоубийства, чтобы не задерживать мигрирующее племя, но из-за расстройств не было. С другой стороны, чем более развитым становится общество, тем больше становится самоубийств из-за проблем с психикой (Юнгер приводит исчерпывающие ссылки на научные исследования). Автор связывает это именно с тем, что отчуждается настоящая социализация. Юнгер далее приводит исследования, согласно которым во время сильных катаклизмов, экстремальных ситуаций, войны уровень психических расстройств резко падает. Так, например, во время беспорядков в Белфасте в 1969-1970 уровень самоубийств упал на 50 %, так же упал общий уровень преступлений, убийств. Делается вывод, что в ситуациях катаклизмов, войн люди сбрасывают отчуждающие их друг от друга оковы современного общества. Хотя бы на время происходит трансформация в эгалитарные сообщества, люди начинают взаимодействовать по-человечески друг с другом для того, чтобы выжить в экстремальной ситуации.

В своей работе Юнгер уделяет большое внимание посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР), распространённому в американской армии. В армии, и особенно на войне, солдат получает возможность существовать в плотном сообществе настоящих товарищей. Несмотря на ужасы войны в ней частично сбрасываются паттерны существования в современном обществе и порой происходит создание плотных человеческих отношений. Это, по мнению Юнгера, является одной из главных причин, почему солдаты порой скучают по былым временам на войне. Вернувшись в сытый мир американского общества, они вдруг осознают - никто не понимает, что им пришлось пережить. Для жителей Нью-Йорка как будто ничего и не произошло. Но он так же осознает, что если в окопе он точно знал, что справа и слева от него настоящие товарищи, братья по оружию, то все окружающие его в этом сытом мире ведут перманентную войну всех против всех, и тут невозможно никакое настоящее человеческое отношение.

В качестве альтернативного примера автор приводит израильское общество, столь любимое прогрессивными либералами, в котором, как известно, людоедская всеобщая воинская повинность, столь ненавистная ими же. В израильской армии крайне низкий уровень ПТСР - 1%, связано это прежде всего с тем, что все общество понимает, через что пришлось пройти бойцу, и потому его реинтеграция происходит мягко.

Вывод Юнгера можно обозначить так: американскому обществу нужно установить внутри себя крепкие человеческие отношения, как это существовало в "племенах", без презрения друг к другу, без попыток урвать больше для себя в ущерб всем остальным. Не очень понятно только, как он видит реализацию этого при капитализме.

В целом довольно интересная книга, в ней нет дежурного восхваления демократии и исключительности американской армии, приведено много интересных свидетельств, исторических примеров, большое количество отсылок к научным работам и исследователям для желающих копать глубже. Владеющим английский языком рекомендую, на русском, видимо, нет и, скорее всего, не будет.

Инопресса

Previous post Next post
Up