Найджел Джексон.Свирель Рогатого Бога. Ведьмы, оборотни и волчье древо

Jan 04, 2014 17:08



(C) перевод svart_ulfr

Там, где заканчивалась родная деревня, привычный человеческому сознанию мир сменялся дикими и безлюдными пустошами, этими окутанными тьмой жуткими внешними пространствами. Там среди древних чащоб Владыки Кернунноса преследуют добычу волчьи стаи, и звериные глаза горят зловещим светом. Тощие серые фигуры бродят по каменистым холмам и воют в лунном свете среди скал, воздавая честь своей Госпоже, Волчьей Хозяйке, этой жестокой владычице, которой древние полагали богиню Крону. Их царством была Хель/Аннун, край смерти, тайн и могущества.

Волк и сегодня вызывает у человека «священный ужас» , доставшийся нам по наследству от предков, и пробуждает в памяти скрытые атавизмы. Древняя вера в оборотней и способность превращаться в волков - важный элемент, доставшийся нам от Мистерий Волка архаичной Европы, ликантропические культы которой восходят еще ко временам древних индоевропейцев, о чем свидетельствует, например, название индо-иранского племенного союза Хаумаварга («Волки Хаомы»). Это свидетельствует о применении священной опьяняющей Хаомы (красного мухомора, Amanita muscaria) древними воинами для того, чтобы «сменить шкуру», то есть стать волком. Один, сопровождаемый двумя волками - Гери («Жадный») и Фреки («Прожорливый»), также наделял волчьим неистовством, этим темным даром, воинскую элиту Северных стран, где таких бойцов называли «ульфхеднарами».

Об одном из героев записанной в XIII веке «Саги об Эгиле», Ульфе Бьяльвиссоне, говорится, что «каждый раз, когда вечерело, он начинал избегать людей, так что лишь немногим удавалось завести с ним беседу. К вечеру он делался сонливым. Поговаривали, что он оборотень, и прозвали его Квельдульвом (Вечерним Волком)». В скандинавских эсхатологических мифах мы встречаем ужасного волка-великана Фенриса, что вырвется на свободу в день Рагнарека, «сумерек богов», который знаменует циклическое разрушение Вселенной. И, согласно северным представлениям о звездах, созвездие Челюсти Великого Волка угрожает державному покою Полярной Звезды, Тюра, Космической Оси.

Этрусские надгробные росписи изображают Гадеса, Повелителя Царства мертвых, носящего волчий скальп: этот головной убор подчеркивает связь зверя со смертью. В древних северных землях разбойника, убийцу или осквернителя храмов называли «Varg», что значит «волк»: таких людей изгоняли из племени или общины в дикие земли, и такого преступника мог убить любой человек, причем убийца не нес никаких штрафных санкций, поскольку варг уже с момента изгнания считался в символическом смысле «мертвым».

Подобные ватаги, участники которых восторженно отождествляли себя с волками, - лишь первый шаг на пути приобщения к мистериям смерти. Словно Неистовое Полчище мертвецов, они находились за пределами нормального порядка вещей, пугая мирных обывателей своими ликантропическими метаморфозами и зловещей волшебной яростью. Здесь сам Один становится богом повешенных (Hangatyr, «Тюр повешенных») и властвует над виселицами - которые в саксонской Англии звались «волчьими деревьями» (Varagtreo). Эти шаманские волчьи таинства порой принимали характер наследственной традиции, сохранявшийся в некоторых семьях.

Средневековый автор Геральд Камбрийский сообщает, что члены некоторых гаэльских кланов, обитавших вокруг Оссори, что в Ирландии, могли превращаться в волков на семь лет, о чем и говорит нам Шекспир в «Как вам это понравится»: «…То словно вой волков ирландских на луну». Похожие вещи рассказывали и о скифских племенах невров, живших на берегу Черного моря: якобы каждый человек из этого племени на несколько дней в году становился волком. По всей Германии Двенадцать Рождественских ночей были особым временем, когда волки становились особенно свирепыми, призраки, ведьмы и Дикая Охота подходили вплотную к жилью, а немногие избранные превращались в волков и бродили во тьме.

В Литве и Пруссии на Йоль запрещалось использовать само слово "волк". Здесь Двенадцать ночей считались периодом ритуального «межвременья», когда первобытные силы Нижнего мира проникали в мир живых, «волчьим временем».

У Плиния Старшего мы встречаем интересное описание ликантропического шаманизма в Аркадии; инициируемый выбирался с помощью гадания и отправлялся к священному болоту, где оставлял свою одежду на ветке дуба.Это символизировало, что посвящаемый оставляет человеческий образ и самосознание. Затем он переплывал озеро, проходя тем самым границу между мирами. Достигнув другого берега, он становился волком и проводил в стае Иного мира целых девять лет, прежде чем вернуться обратно в человеческое состояние. Этот культ вервольфов существовал по всей Европе с древних времен, уходя своими корнями еще к шаманским родовым тотемам и посвященим воинских союзов, многие из которого обращались к силе волка в своих таинственных ритуалах и магических практиках.

С началом христианской эры эти волчьи братства были уничтожены, и на момент Средних веков секреты ликантропического колдовства становятся уделом изолированных одиночек и подпольных сообществ. Средневековое ведьмовство впитало в себя те элементы волчьих мистерий, в которых прежде участвовали шаманы и колдуны, тогда как другие представления стали частью народных ритуалов, таких, как церемония Братства Зеленого Волка, отмечаемая в середине лета в нормандском Жюмьеже, или немецких ритуалов, связанных с Ржаным Волком (Roggenwulf).

Магические практики, связанные с магией волка и оборотничеством, судя по всему, вращаются вокруг символической «смерти» инициируемого, мистическом общении с Владыкой Лесов Иного мира и богиней смерти, раздевании и пересечении вплавь водной преграды, ритуального облачения в волчью шкуру или традиционный пояс из волчьей шкуры с семью пряжками. Все это - архаичная магическая практика, целью которой было перевести посвящаемого в измененное состояние сознания.

В момент «волчьего транса» изменчивое энергетическое поле (хамингья, Hamingja) освобождается, и хам (Hamr,) эфирная душа-оболочка или "кожа", будет проецироваться вовне в виде волка, как воплощения шаманского сознания. Эта практика также включает в себя атавистическое общение со спрятанной глубоко внутри «душой-зверем», для чего необходимо выйти на уровень родового подсознания. Один по праву считался мастером подобных превращений, и его последователи, обладавшие большой личной силой, могли фактически влиять на восприятие наблюдателя, изменяя его сознаниe и заставляя видеть себя в измененной форме. Точно так же провидцы и наделенные особым даром люди видят изменяющих форму колдунов и ведьм, когда те в зверином облике блуждают за пределами мира людей.

Подобные практики в Средневековье осуждались Церковью, и оборотни, наравне с изменяющими облик ведьмами, подвергались жестоким преследованиям, в рамках общего искоренения языческих верований среди простого народа. В 1521 году три волчьих колдуна были повешены в Полинги, и есть записи об оборотне Жане Гренье из Бордо, который поклонялся Хозяину Леса. В XV веке ведьмы из Валуа признавались, что превращаются в волков и нападают на скот. Устойчивый культ вервольфов существовал и в балто-славянском регионе, в рамках почитания «богатыря» Волха Чародея, обладавшего колдовскими познаниями и способностью к оборотничеству.

В 1692 году, в ходе «охоты на ведьм» в Ливонии, один старик признался, что он - вервольф. На Йоль и в канун летнего солнцестояния он вместе с другими оборотнями, вооруженными железными кнутами, спускался под землю, и в преисподней боролся против прислужников злых сил хаоса, оружием которым служили метлы, увешанные конскими хвостами, причем целью этой борьбы было плодородие земли и будущие урожаи. Ливонские вервольфы собирались при полной Луне в лесных чащах, совершая ритуалы под руководством жреца, называемого Межа Tевс ( Meza Tevs), или «Отец Леса».

Олаф Магнус описывал, как на всей территории Пруссии, Литвы и Ливонии вервольфы в пору Двенадцати Йольских ночей нападали на людей и скот. Даже в XVII веке литовские крестьяне на Йоль порой приносили в жертву волкам козу. Этот обычай напоминает о козе, приносимой в жертву на римских Лупрекалиях, Празднике Пана, почитаемого как божественного волка. Старая польская пословица описывает возбужденного человека, как «бегающего вокруг кого-то, надевшего волчью шкуру на Рождество», то есть охотящегося на неистовых танцоров или участников ритуальных спектаклей. О талтош, мадьярских ведунах-шаманах, часто говорят как о потомках волка и человеческой женщины, застигнутой врасплох в лесной чащобе. Жителям гернсийского местечка Мон Варуф (Mont Varouf) не дает покоя Вару (le Varou), кровожадный вервольф с Нормандских островов (Channel Islands).

Тесно переплетающиеся ликантропия и колдовство издавна являются важным элементом индоевропейского магического сознания, но и в других культурах можно отыскать изрядные параллели между оборотничеством и магией. В языке индейцев навахо «волк» и «колдун» обозначаются одним словом, гаитянское Вуду тоже хранит знание о луп-гару (Loup-garous), пришедшее, видимо, из бретонской традиции: банды злых колдунов, принадлежащих к культу зобопов (Zobop) бродят по ночам, как и луп-гару, и ищут, где бы им напиться крови. Провидцы Вуду называют мерцающие следы комет «стаями оборотней», поскольку те отмечают светящиеся в ночном небе следы вервольфов, что напоминает нам о древнем северном названии созвездий Большой и Малой Волчьей Пасти.

фольклор, ведьмы, шаманизм, Дикая Охота, мои переводы, Англия, кельты, фетч, Кернуннос, колдовство, германцы, мужские союзы, Один, оборотничество, волк, Боги, духи, Джексон, Европа, Франция, Викка, животные

Previous post Next post
Up