..Пусть они сыны Поднебесной,
Мы же дети гневных небес!..
(С)Бэтээр-баатор
Герой становится воином только тогда, когда приобретает своего боевого коня. До этого он, хотя и проявляет свои богатырские силы и совершает подвиги, «баатыром» именоваться не может. Нет, конечно, никакого сомнения в том, что эпизод встречи молодого богатыря со своим конем возник на основе реально существовавшего и широко распространенного у восточных народов обряда инициации, т.е. посвящения юноши в воины с преподнесением ему самого ценного дара - коня. Этот мотив существует во всех сказаниях, в которых дается биография героя.
В эпических произведениях о богатырях-воинах нет мотива выращивания коня, шитья одежды и изготовления оружия для героя. Все это является само собой неожиданно. Только в редких случаях молодой герой получает все богатырское снаряжение по наследству или в подарок. Чаще всего конь в нужную минуту приходит к герою сам, уже оседланный, с вьюком в тороках, в которых оказывается богатырская одежда и вооружение. Это объясняется тем, что богатырский конь считается выращенным духом Горы или посланником Неба.
«Конь - это крылья» , - гласит алтайская пословица. То же говорится и в эпосе. Богатырь обращается к коню со словами:
Днем ты - крылья мои,
Ночью - неразлучный друг.
Умрем - могила у нас одна,
Живы будем - жизнь у нас одна.
Эпитетами коня обычно являются слова эрjине и койлоо . Последним словом в древности называли коня, которого хоронили вместе с хозяином, обычай, о существовании которого свидетельствуют археологические раскопки.
Однако в эпосе конь - это боевой сподвижник, мудрый советник и помощник героя. Он обладает прозорливостью. Хозяин знает, что если конь встал «как вкопанный» , «передние ноги не поднимая, задние ноги от земли не отрывая» , значит, он что-то почуял, и задает вопрос: « Смерть ли нашу почуял? Или о продолжении нашей жизни узнал?» . Необходимо отметить, что алтайцы в повседневности постоянно обращают внимание на поведение коня и связывают с ним разные приметы.
В эпических сказаниях кони зачастую самостоятельно совершают героические подвиги, а иногда являются и их главными персонажами. Так, в сказании «Кёкин-Эркей» , кайчи Н . Улагашева , конь самостоятельно добывает хозяину невесту, участвуя в состязаниях женихов.
Кличка коня и имя богатыря всегда произносятся вместе и аллитерируют. Н.К. Дмитриев писал, что «масть коня, на котором ездит герой, превращается как бы в его прозвище, постоянный эпитет, или, по-нашему, фамилию» .
(с) С. Суразаков Алтайский героический эпос