Сам доклад был достаточно пространным, включал в себя много отвлечений и иллюстраций. И так как он имеет довольно косвенное отношение к «Фаусту» Гете, то мы выложим лишь основные тезисы из доклада нашего товарища Николая П..
* * * Использованы материалы из передачи «Суть времени-13»
1- Эпоха
Кургинян: «История - это замена обществ, использующих одни регуляторы, обществом, использующим другие регуляторы. Притом, что общества, использующие новые регуляторы, в каком-то смысле должны быть более эффективными, чем общества, использующие старые регуляторы.
…
Человек занят, во-первых, самим собой. Во-вторых, самим обществом. И, в-третьих, искусственной во многом (подчеркну ещё раз, что именно во многом) средой своего обитания. Занимается он созданием этого, поддержанием этого и развитием этого».
Следовательно, мы можем рассматривать движение истории в трёх этих разрезах: среда, общество, человек.
Прежде всего, нужно разобраться - что такое историческая эпоха.
Википедия: «Эпоха: - длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. В истории это период, «меньший, чем эра»; например, эпоха Возрождения».
Философская энциклопедия: «Хотя понятие Эпохи широко употребляется как в истории, так и в философии истории, не существует ни общепринятого определения данного понятия, ни устоявшегося деления истории человечества на основные эпохи. Нередко вместо понятия похи. используются аналогичные ему по смыслу понятия: «общественно-экономическая формация» (К. Маркс), «период человеческой истории» (К. Ясперс), «тип социальной организации» (Д. Белл) и др.
…
В Новое время широкое распространение получило выделение трех последовательных этапов, или Эпох, истории человечества: дикости, варварства и цивилизации. Такое деление истории прямо связывалось с идеей неуклонного прогресса, так что история обретала … направленность.
…
Согласно Марксу, история человечества есть естественный, независимый от сознания людей процесс смены общественно-экономических формаций. Она движется от простых, низших форм ко все более развитым и сложным формам и распадается на следующие этапы, которые можно назвать также Эпохой: первобытно-общинная формация, рабовладельческая формация, феодальная формация, капиталистическая формация и коммунистическая формация.
…
Ясперс выделяет четыре основные ступени человеческой истории: прометеевскую Эпоху (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), Эпоху великих культур древности, Эпоху духовной основы человеческого бытия (начинающуюся с осевого времени, 8-2 вв. до н.э., когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру) и Эпоху развития техники, начавшуюся в 17-18 вв.».
2-Проект
В области развития общества выделяют следующие типы обществ:
• Архаика
• Премодерн, традиционное общество
• Модерн
• Постмодерн
• Контрмодерн
• Сверхмодерн
Кургинян: «Что такое историческая эпоха с точки зрения такой классификации? Это эпоха, в пределах которой сосуществуют общества, организованные разными способами - как старыми, так и новыми. При этом содержание исторической эпохи создаётся именно самым новым типом организации общества».
«Премодерн - это тип общества, предшествующий модерну и регулируемый религией, традицией (что не одно и то же: «привычка - душа держав»), сословной корпоративностью (ты родился феодалом, дворянином - и будешь им), преобладание сельскохозяйственного уклада. Общество премодерна иногда называют традиционным или аграрным».
О Модерне будет подробно сказано в следующем докладе. Здесь стоит лишь очертить временные рамки этого Проекта.
Кургинян: «Эпоха модерна началась примерно в 1500 году и кончается на наших глазах». Переход в эпоху модерна был связан, по всей видимости, с двумя вещами: открытием нового света (Америки) - 1492 г и началом Реформации 1517 г. Закрепление перехода, видимо, произошло в результате Великой французской революции, которая на практике создало общество, регулирующееся новыми принципами.
А. Неклесса: «Идеология модерна утверждает, что основным сувереном является государство. А идеология постмодерна, объединяя материальную и психическую реальность в единое целое, стала утверждать совершенно иное. Она в своем пределе утверждает: сувереном является отдельный человек».
Контрмодерн - это тип общества, сходный с премодерном, но искусственно насаждаемый в эпоху модерна и даже постмодерна. И избавляющий премодерн от развития, от гуманности.
Постмодерн - это тип общества, формирующийся на обломках модерна и проблематизирующий основные принципы всей социальной регулятивности. Если модерн собирал всё к одному знаменателю, разрешая многообразие и потом собирая его рациональностью, то постмодерн говорит: «Всё, ничего не собираем, всё распускаем.
Сложно сказать, когда свою голову начал поднимать постмодерн - как отрицание Модерна.
В. Третьяков: «Все-таки этот рубеж начинается то ли с 11 сентября 2001 года, то ли с приходом нового поколения молодых политиков».
А. Неклесса: «Возникновение постмодерна - это недоверие к тем ценностям, которые принесла эпоха Просвещения».
Кургинян: «Постмодернизм увидел очень большую проблему. Проблему неописуемости мира, состоящего из трех составляющих: этика, эстетика, гносеология. Разделение на этику, эстетику и гносеологию оказалось убойным».
Сверхмодерн
Кургинян: «начать наращивать человека, а это и есть сверхмодерн».
3-Человек.
Наименее четко описана проблема человека и этапов развития его. Фактически разговоры на эту темы сводятся к тому, что во времена модерна считалось, будто в человеке существует зло, оно неизживаемо и равно константе. Однако, такое положение вещей в сочетании с ускоренным развитием техники приводит нас к т.н. «Барьеру Питерса» и уничтожению человечества как такового. Поэтому крайне необходимо перейти на рельсы иного отношения к человеку.
Нужно начать «наращивать человека, а это и есть сверхмодерн. Этим-то и занимались коммунисты! Этим-то всё время и занималась Россия столетиями. За это-то её и костерили. Но сейчас же наступает момент, когда без этого типа развития, который уже не есть модерн, мы просто окажемся у «барьера Питерса». Мы просто «навернёмся» раз и навсегда.