7 грустных истин о людях

Aug 22, 2014 16:00


Эти эксперименты давно признаны классикой психологии, и хотя некоторые из них неоднократно подвергались критике, они позволяют взглянуть на наши недостатки и задуматься.
.
1. Люди склонны к конформизму / эксперимент Соломона Аша
.
В 1951 году американский психолог Соломон Аш (Solomon Asch) поставил свой классический эксперимент, исследующий природу конформизма. Он предлагал студентам простейшую задачу - нужно было выбрать полоску (одну из трех), равную по длине образцу. В обычной ситуации люди не испытывали трудностей. Однако, картина менялась, когда в эксперименте участвовала группа: несколько актеров и испытуемый. Когда перед испытуемым вся группа давала неправильный ответ, только 25% людей ответили правильно, а остальные согласились с мнением большинства.
.
2. Люди продолжают верить стереотипам / эксперимент Джона Барга
.
В эксперименте Джона Барга (John Bargh) из Йельского университета (США) двум группам студентов вручались карточки с псевдослучайными наборами слов. Первой группе достались карточки со словами, ассоциирующимися со старостью («Флорида», «беспомощный», «морщинистый»), второй - слова, не связанные с возрастом. После этого участников эксперимента просили пройти в другое помещение для продолжения исследования. На самом же деле ученые хотели измерить скорость их движения. Оказалось, что участники контрольной группы, в карточках которых были «старящие» слова, передвигались заметно медленнее. Похожие результаты Барг получил и в исследованиях других стереотипов - расовых, и связанных с воспитанностью/грубостью.
.
3. Люди склонны перекладывать ответственность на других/ эксперимент безразличного свидетеля
.
Психологи Джон Дарли (John Darley) и Бибб Латане (Bibb Latane) решили смоделировать критическую ситуацию таким образом, чтобы наблюдать поведение свидетелей. Они пригласили студентов-добровольцев принять участие в дискуссии, которая касалась университетской жизни. Поскольку планировалось обсуждение крайне деликатных вопросов, участники должны были находиться в разных комнатах и общаться по телефону. Во время разговора один из собеседников симулировал эпилептический припадок, который можно было распознать по звукам из спикеров. Оказалось, что чем больше участников на линии, тем меньше вероятность, что человеку окажут помощь. Так, в разговоре один на один 85% испытуемых стремились повлиять на ситуацию. Когда помимо испытуемого в разговоре участвовало еще 4 человека, только 31% оставались «неравнодушными» и пытались помочь. Остальные, видимо, рассчитывали, что это сделает кто-то другой.
.
4. В определенных обстоятельствах люди склонны к ролям «палач - жертва» / Стэнфордский тюремный эксперимент
.
Один из наиболее известных и противоречивых экспериментов в психологии. В 1971 году американский психолог Филипп Зимбардо (Philip Zimbardo) провел исследование, направленное на изучение влияния социальной роли на поведение. В подвале Стэнфордского университета была организована импровизированная «тюрьма», в которой жили 24 студента колледжа, случайным образом разделенные на «заключённых» и «надзирателей». Все студенты не имели судимости и были психически здоровы.  Буквально через несколько часов участники игры абсолютно вжились в свои роли: надзиратели стали демонстрировать садистские наклонности, а заключённые - депрессию и безнадёжность. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращён досрочно, через шесть дней, поскольку ситуация вышла из-под контроля.
.
5. Люди испытывают глубокий моральный конфликт/ эксперимент Стэнли Милгрэма
.
Не менее известное и шокирующее исследование 1961 года, проведенное психологом из Йельского университета (США) Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram), до сих пор вызывает споры. Целью эксперимента было изучение влияния авторитета на людей: насколько далеко может зайти человек в причинении вреда незнакомцу, поддавшись авторитету.
.
Суть эксперимента состояла в том, что «учителю» (испытуемому) приказали бить током «ученика», который сидел в другой комнате за глухой стеной (на самом деле, конечно, там никого не было), каждый раз, когда тот неправильно отвечал на вопрос. После каждого удара током Милгрэм включал мелодию криков ужаса и боли, которые якобы издавал «ученик». Когда «учитель» хотел прекратить эксперимент, Милгрэм настаивал на его завершении. В конечном счете 65% участников дошли до удара максимальным разрядом - 450 вольт, хотя было видно, что они испытывают стресс и дискомфорт.
.
Несмотря на то что наиболее традиционное толкование этого эксперимента - слепое подчинение авторитету, журнал Scientific American пересмотрел его в пользу наличия глубокого морального конфликта внутри человека.
.
6. Власть развращает людей / эксперимент с печеньем
.
В 2003 году группа психологов под руководством Дачера Келтнера (Dacher Keltner) исследовала влияние власти на поведение. В ходе эксперимента команду, в которую входили трое студентов, попросили составить некий короткий документ. В команде случайным образом был выбран босс и двое его подчиненных. Сотрудники должны были написать текст, а руководитель, что логично, - оценить результат и назначить каждому вознаграждение.
.
В середине эксперимента организаторы внесли в комнату тарелку, на которой лежало пять печений. Нетрудно догадаться, что тем человеком, кто съел два печенья, был босс. При этом он не считал нужным следить за собой во время еды: жевал, широко открывая рот и роняя крошки.
.
7. Люди склонны оправдывать свои поступки / эксперимент Леона Фестингера
.
Автор теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер (Leon Festinger) в 1959 году провел эксперимент, демонстрирующий способность людей обманывать себя, чтобы придать поступкам смысл.  
.
В этом эксперименте испытуемым приходилось выполнять чрезвычайно скучную работу в течение часа, после чего их попросили рассказать о ней следующим участникам как об очень интересной. Это была очевиднейшая ложь, но за нее платили. Одной группе испытуемых - по 20 долларов, другой группе - только по одному. В итоге выяснилось, что участники, получавшие меньше, по прошествии времени сами посчитали эксперимент более интересным, чем те, кто работал за 20 долларов. Можно предположить, что таким образом они оправдывали затраченное время (и уровень диссонанса), начиная верить, что это занятие отнюдь не скучное. Другие же участники и так имели оправдание в виде двадцатидолларовой купюры.
(Источник)

психология, эксперимент

Previous post Next post
Up