Про юнговскую типологию характеров

Feb 13, 2014 22:48



Интересная тема про юнговские психологические типы - распространенное во всем мире название «Типология Майерс-Бриггс», а у нас закрепилось название «Соционика». Мода на эту тему в СССР началась в 80-е. В узких кругах посвященных =) все друг друга типировали, анализировали меж собой закономерности взаимоотношении, радовались, ошибались, увлекались и разочаровывались =) Я впервые услышал о Соционике примерно в 2006 году и мне тогда вся эта тема показалась некоей иррациональной спекуляцией вроде астрологии. Но года 3 назад один хороший человек помог разобраться в рациональных основах идеи. Я с тех пор почитываю тему и расскажу вам вводную, вдруг кому пригодится.

Если очень коротко, то Юнг в 1921 году опубликовал книгу «Psychologische Typen», разобрал в ней некоторые уже существующие типологии и предложил свой принцип. Идея в дихотомии, в делении всего объема на две части. Берется, например, категория деления на социальное (люди, сообщества, законы морали) и на материальное (машины, сырье, логика) и мы смотрим на что у какого-то человека больше интеллект «заточен». Интеллект специализируется на одной из сторон дихотомии и наше сознание неизбежно специализируется на обработке информации из одной темы в ущерб другой. То есть человек в течение дня просто в среднем тратит больше времени, например, на этику и меньше на логику, или наоборот - что-то одно оказывается развито лучше. Поэтому в теримнологии соционики мы делимся на логиков и этиков - логики лучше думают и фокусируют внимание на темах связанных с материальным миром и его абстракциях, а этики, соответственно - лучше  мыслят о социальной сфере и ее абстракциях.

Плюс к дихотомии логика-этика Юнг ввел еще и дихотомию по категории ощущение-интуиция. В соционике ощущение называется сенсорикой. Сенсорика - это ощущение и восприятие реального мира, а интуиция подразумевает воображение, воспоминания, фантазии о будущем. Соответственно людей можно поделить на тех, кто обычно чаще фокусирует внимание на сенсорном и на тех, кто фокусируется на интуитивном. Сенсорные сфера информации - это, например, ощущать вкус еды, удобство одежды, силу своих мышц (или чужих), оценивать крепость металлической конструкции. Интуитивная сфера - например, продумывать схемы развития событий, вспоминать случаи из прошлого, размышлять над историей, читать роман и в воображении переноситься в мир этого романа, самому выдумывать роман. При этом не важно различие на визуалов, аудиалов и кинестетов - можно ведь и разговор воображать и кинестетические ощущения - главное, воображается эта информация или считывается из реального мира.

В 20-е годы Isabel Myers (1897-1980) и ее мать Katharine Cook Briggs (1875-1968) прочитали книгу Юнга и начали развивать его идеи. В результате они добавили еще две дихотомии - экстраверсия-интроверсия и рациональность-иррациональность. Иррациональность тут не в негативно-ругательном смысле =) Просто одни люди чаще стараются все заранее планировать и действовать по этим планам, а другие чаще действуют экспромтом, каждый из этих подходов имеют свои плюсы и минусы - та самая диалектика =) Потом Майерс и Бриггс создали знаменитый тест-опросник MBTI, чтобы типировать можно было «автоматически», без привлечение специалиста.

В результате из 4-х дихотомий получается 16 комбинаций (два в четвертой степени). Каждая комбинация представляет отдельный характер. Фишка юнговской теории в том, что можно вычислять сильный и слабые стороны каждого характера и закономерности отношений обладателей этих характеров. Плюс Юнг нашел закономерности связи вычисляемых элементов характеров с бессознательным. То есть часть сторон дихотомий (в соционики они называются каналами или функциями и их всего, соответственно 8) находятся у человека в бессознательном. А значит и дают доступ в бессознательное. В соционике можно найти принципы размещения каналов в Ид, Супер-Ид, Эго и Супер-Эго. Но это я уже углубляюсь в соблазнительные психологические детали =)

На практике юнговские типологии используют, например, кино- и тв-сценаристы, чтобы быстро детализировать характеры персонажей и их отношения, а самим сосредоточиться на проработке событий, сцен, мира сюжета. Это как раз удобно для сценаристов логиков. Еще типологии используют в менеджменте и HR для постройки команд и наладки отношений в них, в рекламе и маркетинге, например, при анализе целевых групп. Вообще, конечно, соционика штука аморальная, она разрушает романтику отношений, доверие, но, ИМХО, лучше знать эти штуки, чтобы их труднее было использовать против нас, чтобы паразиты и манипуляторы не разрушили романтику и простое человеческое доверие между нами вообще в ноль.

Интертипные отношения (закономерности отношений между обладателями определенных характеров-типов) - очень интересная тема. Например, есть дуальные отношения - это значит, что два человека с двумя определенными характерами идеально взаимодополняют друг друга. Один специализируется и силен в том виде информации и деятельности, в котором слаб другой и наоборот. ИМХО, кстати, Юнг выявил новый слой гендеров. Мужской и женский гендер - это тоже характеры и они в идеале дополняют друг друга - своего рода дуальны, если говорить в соционической терминологии. ИМХО в один ряд с соционическими характерами могут встать не только гендеры, но и дуальные роли взрослого и ребенка. Тут интересные выходы на темы инициации, смены ролей, характеров, идентичностей, идеологические роли-идентичности, религиозные роли-идентичности, национальные роли-идентичности, а уж какие перспективы открываются в сфере выявления закономерностей «интертипных» отношений в системах этих ролей-идентичностей... =)

Но тяжкая беда поразила соционику =) Типологическая аналитика - это бизнес, консультационный бизнес, а значит конкуренция, борьба стандартов и терминологий. Между собой воюют не только отдельные соционические школы и эксперты, но и вообще соционика воюет с типологией Майерс-Бриггс, правда последняя об этом, на сколько я понимает и не догадывается. В эту борьбу ухитрились замешать аж даже политику, национализм и имперский традиционализм. Естественно вся эта катавасия не идет на пользу соционике, доверию к ней, так как борьба к тому же идет не всегда честными методами.

Интересно, когда мы дождемся, что в газетах и по телеку начнут комментировать и анализировать характеры важных персон, делать из этого выводы, оценивать удачность назначений того или иного чиновника на определенную должность или инициативу какого-то предпринимателя в новой для него сфере. А то-ж вроде Юнг больше 100 лет назад открытие свое сделал, а мы до сих пор все делаем вид, что этого всего как бы и нет =)

психология, теория

Previous post Next post
Up