Как разговаривать с детьми о теме Катастрофы.

Apr 18, 2012 23:17

Я решила, что сегодня я не буду вешать фотографию свечи и писать о том, что я помню. Я, разумеется, помню. Я хочу написать о том, о чём думаю сегодня весь день. На эти думы меня сподвигла женщина, которая задала вопрос в одном из израильских сообществ. Она попросила порекомендовать ей фильмы о Катастрофе, чтобы показать своим детям. Я не смогла пройти мимо, написала ей длинный -предлинный ответ, и поняла, что мне вжно написать об этом отдельным постом.

Если раньше я занималась этим очень много, но только как педагог, то сейчас я смотрю на это ещё и родительскими глазами. И понимаю, что я не хочу оставлять работу с этой темой, как и с другими не менее сложными темами, системе образования. Поэтому я буду говорить и ещё раз говорить с моими детьми о Катастрофе. Вопрос только, каким образом.

Немудрено, что фильм кажется многим наиболее удачным решением вопроса. Во-первых, он избавляет нас от сложной задачи - рассказать, объяснить, отделить зёрна от плевел, выбрать наиболее важное. Чётко сформулировать доступным языком, не мямлить. Короче, задачка та ещё. Во-вторых, он легкодоступен. В-третьих, детей гораздо легче усадить за фильм, чем за книгу, например. Ну, и визуально так, образно. Почему бы и нет?

Я предлагаю вам подумать, прежде чем вы нажимаете на кнопку "плей", усадив своих чад перед экраном с ведром попкорна. Подумать над тем, какую цель вы преследуете. Зачем вам нужно, чтобы ребёнок посмотрел фильм? Чего вы хотите добиться? И что произойдёт у него в душе и в голове, какая ниточка свяжет его с темой Катастрофы?

Наверное, если вы вообще столкнулись с данной дилеммой, то вам важно передать дальше память о Катастрофе, которая случилась с еврейским народом. Давайте же представим, что происходит с ребёнком, который видит фильм, например, "Мальчик в полосатой пижаме", который так активно там рекомендовали. Или "Пианиста". Даже всеми любимый "Жизнь прекрасна". Не говоря уж о "Списке Шиндлера".

Ребёнок, наверное, плачет. Он переживает. Он испуган. Ему жалко детей, людей. Ему не очень нравится это смотреть. Может, интересно, но не очень нравится. Потому что на экране умирают люди. А он ещё сам не наладил свои отношения с таким явлением как смерть.
Вы, возможно, удивитесь, но ребёнок, которому покажут фильм, например, про опыты над животными. Будет испытывать схожие, если не идентичные, чувства. Ведь он сострадает. И ему жалко. Жалко и обезьян. И детей. И евреев в гетто. И мы получаем плачущего от жалости ребёнка, который на самом-то деле, не узнал ничего нового, и даже, скорее всего, не создал ниточку, не осознал чего-нибудь о теме Катастрофы и о её значении для всего мира и для его народа.

Мы провели манипуляцию. Мы понадеялись, что всплакнув, он всё поймёт, и отныне ему будет легче чтить память, и интереснее учить историю. Скорее всего, мы неправы.

Я же предлагаю вам сделать это иначе. И прежде всего, провести мало-мальски глубокую беседу с самим собой - чем же мне интересна эта тема? И почему она важна? Разделить её на составляющие, понять свои цели, и уже от них плясать.

Например, тема памяти. Почему мы помним? Что мы помним? Зачем нам это надо? Огромный культурный пласт был разрушен, можно почитать стихи Дриза, есть Шолом Алейхем, и не только они. А если кино - то тема памяти прекрасно раскрывается в фильме "Всё освещено". Он смешной, уютный и очень мудрый. Книга тоже, но ребёнку её может быть сложновато читать.
Есть тема героизма - ведь это день памяти и его тоже! Есть невероятно интересные факты, восстаний, побеги, здесь столько вопросов. Их не надо бояться. Над ними хорошо думать вместе.
Есть сами исторические факты, наконец. Они важные, интересные и нужные - ведь сформировать отношение к неизвестному, или же к странице в учебнике очень сложно.

Я ни в коем случае никого не осуждаю. Она сложная, тема Катастрофы. И это прекрасно, что мы можем отдать заботу о ней школе. Или включить ТВ в день Памяти. Или поставить фильм. Выбор за нами,иэто прекрасно, что он есть. Я просто предлагаю ещё раз о нём задуматься. И давайте будем помнить. Вместе с нашими детьми.

мой Израиль

Previous post Next post
Up