Еще не кончилось время жестоких чудес (с)

Feb 25, 2014 22:02

     Писать аналитические тексты об Украине сейчас невозможно.  Когда-то, спустя какое-то время, можно будет сосредоточиться, отогнать эмоции, направить в другое русло потоки ассоциаций... Это - потом.
     Сейчас же можно лишь озираться вокруг,  поражаться изменениям , происходящим в мире, и пытаться уловить это постоянно ускользающее ощущение чуда.   В  Украине ведь и вправду произошло чудо, причем такого масштаба, что даже самые убежденные материалисты не могут не призадуматься о примате духа над материей.

Совершенно не случайно в глубоко уважаемом мною аналитическом блоге у меня завязывались в последние дни абсолютно непредставимые, невозможные ранее диалоги с другими посетителями тут, и тут, и тут, и тут, и еще в нескольких местах, которые я просто не смогла найти в сотнях, если не тысячах комментариев, оставленных там за последние дни. Это - мысли спокойных, рациональных и здравомыслящих людей (агностиков, по собственному определению) о молитве, о силе веры и о том, как хочется нам, тем, кто волею судьбы был лишен возможности подносить к Майдану чай с булками, бинты или шины, верить, что хотя бы наши молитвы чем-то помогли тем, кто там сражался.  Да и как могла не прийти в голову мысль о теснейшем переплетении и взаимозависимости духовного и мирского, если вот этот образ обошел  Интернет и впечатался в память каждому, кто его видел?



(Оригинал фото взят в http://daniloff15.livejournal.com/362581.html )

Как можно не задуматься о - простите уж мне такую избитую до полусмерти формулу - о смысле жизни человеческой,  если вот эта трогательная байка передавалась из виртуальных уст в уста, посылая новые и новые волны теплых чувств по отношению к своему безымянному герою:
« Возле Европейской площади стоит мужчина, средних лет, одетый в дорогое пальто, костюм, дорогие туфли. Активно говорит по телефону.Через 3 минуты подъезжает джип Lexus...оттуда бежит водитель долго извиняется, открывает багажник, достает пару шин. Первый залазит в
машину, через минуту выходит уже в фуфайке, шлеме и с битой... быстро бежит в сторону Майдана,походу
произнося: «Дал же Бог президента идиота. Шоб он подавился этим баблом!»...Занавес.»(с)  Кстати, похоже
и эта своеобразная молитва небедного человека, произнесенная на бегу, была услышана, и «президент-идиот»(с)
подавился-таки своим баблом, причем в весьма скором времени.

Не знаю, кто как, а я, наблюдая все это, с ужасом обнаружила, что изумляюсь подобным вещам. Призадумавшись
над этим, я уже прицельно «поскребла» себя, русского человека,достигшего сознательного возраста в эпоху
«конца совка», и в результате обнаружила отнюдь не татарина из присловья, а глубоко затаившегося циника,
которому чрезвычайно трудно  признать, что реальные люди способны верить в идеалы и, более того, приносить
ради них жертвы, вплоть до собственной жизни. Впрочем, это, к сожалению, отнюдь не моя личная
проблема, и к ней придется вернуться основательно, уже в другом тексте, посвященном этому специально.

Сейчас не об этом. Сейчас - об исполнении молитв и сотворении чудес.

Победа в Украине словно открыла современному миру какое-то новое (или давно забытое старое) измерение
человеческого бытия: измерение чудес, искренней веры, надежды и любви в самом высшем их понимании. Люди
Майдана напомнили всем нам, привыкшим размышлять о духовности исключительно абстрактно, а о вере,
надежде и любви - исключительно конкретно и всегда применять эти размышления к  потребностям нашей
драгоценной личности, очень древнее и, на самом деле, предельно простое правило магии:  любой запрос
человека может быть исполнен, если он подкрепляется готовностью отдать ради этого все, что потребуется.
Чем выше запрос, тем выше цена. Понятно, что высшей ценой, какую может предложить человек, является
его собственная жизнь.

Хочу заметить в качестве отступления, что во все времена находились хитрованы, пытавшиеся подсунуть
богам в качестве платежа чью-нибудь чужую жизнь. Так поступают и сейчас.
Да что далеко ходить: бывшие власти Украины (или, возможно, России?) отдали приказ снайперам срелять
и по «своим», и по «чужим» чтобы спровоцировать эскалацию насилия и свалить вину за все жертвы на
протестующих...  Надо признать, что иногда такие штучки (я имею в виду в эзотерическом смысле) проходили.
Но не в этот раз. Видно, уж очень высок оказался заданный Майданом уровень,нашедший, пожалуй, самое
яркое свое выражение вот в этом, ставшем уже историческим, моменте:

image Click to view



Сотник Володимир Парасюк переломил ход революции. Дай ему Бог здоровья и счастья. Что тут еще скажешь?

Это, однако, возвращает нас к вопросу, почему такое стало возможно. Откуда берутся люди, способные пожертвовать жизнью, способные забросить на три месяца бизнес, способные  в одночасье изменить свое бытие ради того, что многим из нас кажется абстрактными идеалами. Ответ, как ни странно, предельно прост: они берутся из живого, функционирующего общества. Можно добавить - из гражданского общества, но я обещала, что аналитики в этом тексте не будет, а, значит, не будет и терминов.

Вот я сказала, что это - предельно простое понятие: живое общество. Общество, способное обеспечить свое существование: позаботиться о самых насущных нуждах, организовать быт, обеспечить лечение больным и раненым, достойно похоронить погибших. Общество, которое даже в условиях войны самоорганизуется для уборки мусора, приготовления горячей пищи и поддержания порядка. Самоорганизация здесь - абсолютно ключевое слово.  Применимо тут и еще одно слово, которое, кстати, часто звучит с экранов в России в качестве ужасно-кошмарной страшилки для и без того запуганной аудитории: АНАРХИЯ.

Что на это отвечают украинцы? Да, говорят некоторые, анархия у нас, есть такое дело. В принципе, это вполне вписывается в традиции казачьей вольницы, которая, кстати, была довольно типичным примером анархически организованного общества. Гетманов там выбирали, свергали, а потом, бывало, выбирали тех же самых опять. Тут важно понять, что анархия - это не Попандопуло в тельняшке с глубоким декольте, как это было изображено с целью дискредитации самой идеи анархизма. Анархизм - это принцип прямой народной демократии, при которой отсутствует фиксированная иерархия власти: все властные структуры избираются, большинство из них возникают по мере необходимости (ad hoc, как это принято говорить в академических кругах), а когда нужда в них исчезает - расформировываются. Именно по такому принципу работают сейчас созданные коллективным украинским майданом структуры поддержания и охраны порядка, обеспечения жизнедеятельности.  Майдан создал формы реальной, работающей прямой народной демократии, то бишь, анархии.

Погрузился ли Киев одновременно с анархией во тьму, скрежет зубовный, мародерство и хулиганство? Да, вроде, ни одной разбитой витрины, ни одного разграбленного магазина, никаких случаев насилия над «мирными жителями», не принимающими участия в протесте, не замечено. Более того, более 3,5 тысячи человек добровольно вызвались помогать милиции поддерживать порядок (на самом деле, эта цифра выше). В принципе, украинцы продемонстрировали, что они и вообще без милиции могут обойтись, поддерживая порядок в своих городах совершенно самостоятельно: от регулировки уличного движения (как это было на Майдане) до прекращения всяких поползновений бандитствующих «титушек» к провокациям и насилию.   Даже без какой бы то ни было организации, по собственной инициативе, жители села Мелиоративное остановили поезд  из 11 вагонов с десантниками и спецтехникой, двигавшийся на Киев. Остановили поезд, кстати, преимущественно женщины, которые в конце концов по-хорошему уговорили военных дальше не ехать и не выступать против собственного народа. Десантники повылезали из вагонов и под крики «Армия в народом!» пешком отправились обратно в часть. Некий про-януковичский  комментатор (сейчас не вспомню, где искать эту цитату, но за точность ручаюсь) горько отметил: «То ли у нас такие десантники, то ли такие бабы в селе Мелиоративном».

Этому комментатору можно ответить одно: мил-человек, это у вас такое ОБЩЕСТВО. И ты, погибшая твоя душа, сам не понимаешь своего счастья. Ты живешь в обществе, где десантник не может себе позволить расшвырять собравшихся вокруг поезда баб, раскидать баррикаду на рельсах и ехать к месту назначения, потому что он понимает, что ему с этим дальше жить. В живом, нормальном функционирующем обществе, как нам было показано на примере Украины, действуют-таки принципы, описанные великим анархистом, моим любимым Петром Алексеичем Кропоткиным: принципы взаимной помощи, солидарности и организации, основанной на свободном соглашении. В этом обществе сохранились и продолжают действовать горизонтальные связи: взаимной ответственности между людьми  разной степени близости, от родственников до жителей одного города, одного  и того же региона, одной страны. Связи, во многих обществах сейчас - увы - утраченные: соседские, дальнеродственные, земляческие, конфессиональные. Людям не все равно,  что о них подумают: именно поэтому один из командиров «Беркута» отвел своих подчиненных с позиций на Майдане, когда начался обстрел снайперов. Он пожертвовал своей карьерой и репутацией среди коллег ради того, чтобы не допустить, чтобы молодым ребятам, за которых он несет ответственность, стреляли в спину.

Таких примеров - огромное количество. Их столько, что, во-первых, невозможно их все привести в коротком тексте, а, во-вторых, их совершенно невозможно считать исключениями.  За три месяца противостояния власти анархический уклад, основанный на добровольных объединениях людей,  взаимопомощи и взаимной ответственности вполне оформился не только в активных очагах протеста, но в какой-то степени - и по всей Украине. Люди организовывали свою жизнь, не дожидаясь инструкций из какого-либо «центра», будь то правильство или руководители протеста. Более того,  сами «лидеры оппозиции», в частности, г-н Яценюк и г-жа Тимошенко, вынуждены были выслушать вежливые, но твердые наставления рядовых членов «Самообороны» по поводу того, что правила для всех одинаковы, и никаких исключений для них делаться не будет.  Еще более ярким был момент, когда никому до того не известный сотник Парасюк прервал выступление одного из признанных лидеров оппозициии В.Кличко и практически обвинил его в предательстве тех, кто отдал свои жизни за освобождение страны от власти зарвавшегося уголовника. Надо было видеть окаменевшее лицо Кличко, когда, закончив речь, молодой сотник практически отпихнул его со своего пути, возвращаясь к своим товарищам.
И стояли лидеры оппозиции на коленях во время похорон погибших на Майдане. Такое не забывается.
Дело тут отнюдь не в «революционной ситуации»: дело именно в том, что здоровое общество, сохранившее горизонтальную структуру связей и способное к организации и обеспечению собственной жизни, в принципе не видит причин для привилегий каким  бы то ни было «руководителям». Коллективный, всеукраинский майдан прекрасно доказал, что и без руководителей жизнь продолжается, а в чем-то она становится очевидно лучше.

Кто бы мог подумать, что идеи Петра Алексеича Кропоткина, которого даже безмерно уважавшие его современники считали все-таки мечтателем и безнадежным идеалистом, найдут свое подтверждение почти 100 лет спустя после его смерти?!.  Да, украинцы показали всему миру, что и чудеса возможны, и идеализм может быть самым практичным мировоззрением из всех возможных. За это было заплачено дорогой ценой, как, впрочем, это бывает с настоящими чудесами.

leviathan, urbi et orbi, украина

Previous post Next post
Up