Есть ли смысл в клонировании кошек

Dec 22, 2015 00:15


О клонировании сейчас не слышал только ленивый, ведь в следующем году исполнится уже 20 лет со дня рождения прославленной на весь мир овечки Долли. Сразу после этого события учёные и предприниматели ринулись в новую для себя сферу в надежде получить большие преференции для науки и бизнеса соответственно. Однако вскоре их ожидали жестокие разочарования.



Высокая наука, конечно, ухватилась за клонирование, как способ восстановления вымерших видов. Исследования ведутся, однако уже вскоре выяснилось, что Парк юрского периода, скорее всего, так и останется кинематографической фантастикой. Надежда на воскресение брезжит лишь в отношении более-менее недавно вымерших видов типа тасманского волка, шерстистого носорога или мамонта, - да и то слабо.



Гораздо больше перспектив открывалось в отношении домашних питомцев, предполагалось, что их «копии» богатые люди будут заказывать и выкупать за большие деньги. И вот в США была создана компания Genetic Savings &, Clone, Inc., которая профинансировала исследования Техасского университета. 22 декабря 2001 года учёные с торжеством объявили об успешном окончании эксперимента и рождении на свет первой в мире клонированной кошки по кличке Сиси.



Триумфу предшествовала титаническая работа. Надо сказать, что поначалу пытались клонировать собак, но все эксперименты зашли в тупик, тогда и переключились на не менее популярных домашних питомцев. За генетический образец была взята кошка Радуга, и из 80 эмбрионов, полученных в пробирке, начал развиваться у суррогатной матери только один!



И вот главное разочарование - ни один из тех, кто видел Радугу, не узнает её в клоне по кличке Сиси. И учёные только снисходительно пожимают плечами: они-то знают, что клон - это не копия! Общим у образца и клона является лишь набор генов, но как они будут складываться во время развития эмбриона, не знает никто. К примеру, Радуга была окраса калико, то есть трёхцветная с чёрными, белыми и красными пятнами, а у Сиси красного окраса нет совсем. Он был подавлен геном, образующим чёрный цвет.




И так может случиться и со всеми другими признаками, особенно теми, за которые отвечают несколько генов. И уж совсем ничего нельзя гарантировать в отношении характера, манеры поведения и т.д., ведь здесь к генетическим добавляются множество других факторов. Вот и по характеру Радуга и Сиси совершенно разные - первая (кстати, вскоре после эксперимента умершая от рака) была замкнутой и необщительной, а вторая - весёлая и игривая.



Позиции компании Genetic Savings &, Clone и Техасского университета резко разошлись. Учёные были против того, чтобы ставить клонирование на коммерческую основу, потому что совершенно справедливо не видели в этом смысла. Люди, как правило, хотят воспроизвести умершее животное таким, каким они его помнят, то есть взрослой особью, чья «личность» сложилась под влиянием обстоятельств их жизни, которые вряд ли возможно воспроизвести. А потому они неизбежно будут разочарованы. Что же касается внешности, то заводчики породистых кошек без всякого клонирования гораздо успешнее справляются с точным воспроизведением окраса, цвета глаз, форм тела и даже темперамента у своих животных.



Гораздо важнее для науки - возможность получать путём клонирования здоровых и жизнеспособных животных. И в этом смысле эксперимент полностью удался: Сиси до сих пор живёт у молекулярного биолога доктора Дуэйн Кремер, которая построила для неё на территории своей усадьбы целый особняк. Там Сиси влюбилась в кота Смоуки и родила четырёх котят, один из которых, правда, вскоре умер.

Коммерческий же проект был закрыт в 2006 году по причине не востребованности услуги, стоившей свыше 30 тысяч долларов. Однако несколько клонированных по заказу животных всё-таки существуют. Один из них, кот Финнеган, живёт у американского продюсера и музыканта Лиама Линча. Животное является генетической копией его умершего любимца Фрэнка.



Когда Лонча спросили, есть ли какие-то признаки того, что Финнеган генетически идентичен Фрэнку, тот ответил: - Я не могу воспринимать его, как копию Фрэнка - скорее, как его сына. Но я заметил, что когда впервые принёс клонированного котёнка в дом, другие кошки сразу признали его, хотя обычно весьма настороженно относятся к конкурентам на своей территории. Может быть, всё же запах Финнегана напоминает запах Фрэнка? Кроме того, я обратил внимание, что из всех игрушек Финнеган предпочитает те, с которыми любил играть Фрэнк, но возможно просто у них похожие склонности. Действительно, по мере того, как клонированный котёнок рос, он стал напоминать по своим привычкам умершего кота.

image Click to view



Честно говоря, вероятность того, что животное будет напоминать своего родителя, весьма велико и при обычном размножении, так что идея клонирования домашних питомцев, на мой взгляд, - idee fixe. Вот и учёные считают: гораздо лучше направить усилия на изучение генетики, которая, что и доказывают эксперименты с клонированием, очень мало подвластна человеку.



Однако владельцы кошек по всему миру по-прежнему лелеют надежду, что когда-нибудь клонирование выйдет на новую ступень и даст более ощутимый результат. А потому охотно сохраняют в специальных банках мазок слюны своего умершего питомца в качестве генетического материала. Ну а вот у любителей собак пока надежды гораздо меньше - результат получить довольно трудно, но учёным из Южной Кореи это всё-таки удалось…)))

Автор Лариса Солодовникова. Источник. Спасибо

наука

Previous post Next post
Up