Какие же чудесные съемки можно сделать с людьми, когда находишься в случайно прекрасном месте, где нет давления времени и необходимости отработать свой гонорар. Можно снимать или не снимать, попробовать снова, если сегодня не получилось и, главное, выбирать моделей, соответствующих твоему внутреннему состоянию. Вот так спонтанно и замечательно.
И нет ничего кошмарнее, когда приходишь в маленькую, заставленную новогодними елками и прочими атрибутами студию, у тебя есть час, какой-нибудь журавль с октобоксом и растерянная модель в лучших традициях "что хочу - не знаю", "как встать - не знаю"... Это полная жесть. Глядя на все эти елки, октобоксы и растерянного человека я вот тоже ничего не знаю. И если на улице, в среде естественного обитания этот кошмарный эффект как-то снижается, то в студии он возрастает многократно.
Можно быть очень хорошим фотографом, умеющим общаться с людьми, но рано или поздно ты запнешься о такую вот модель и почувствуешь себя полным профаном. Не до любого человека можно достучаться, не все зависит от тебя. То, что большинство коммерческих семейных и прочих съемок именно так и делаются совсем не утешает. У меня после таких вот заказов настроение очень портится. Поэтому я хочу рассказать сейчас подробно, как я собираюсь по возможности избежать неудачных съемок.
Конечно, нельзя воспитать у человека вкус за короткий промежуток времени, нельзя превратить обычную девушку в профессиональную модель и, конечно же, нельзя сделать ее чуть одухотвореннее, если внутри, пардон, пусто (тут даже фотошоп не поможет!). Нет смысла жаловаться на подобные нюансы, лучше просто сделать все, от тебя зависящее, максимально вложившись со своей стороны. И дальше речь пойдет о работе с референсами.
Референсы - это такие картинки-примеры того, что хочется получить. Они нужны не для слепого копирования, а для ощущения общего вектора, для вдохновения, чтобы иметь опору под ногами, отталкиваться от чего-то. Подобным образом готовятся, например, фэшн-съемки, и гораздо реже простые коммерческие лав-стори и прочее. Мы собирали целые подборки референсов перед каждой учебной съемкой в мастерской у Кирилла. И теперь я решила, что готовиться я буду именно так, не для кого-то, а прежде всего для себя, чтобы за результат не было стыдно, а фотографии меня-таки радовали. Собственно, тут и говорить ничего не надо, картинки все объясняют.
Иллюстрации в посте - это референсы, которые я собрала для съемки с моей сестрой Настей, которой накануне 30-летия вздумалось пофотографироваться в юбке из тюля. Потом покажу, конечно, что у нас получится. Нужно понимать, что чем больше есть референсов и чем подробнее все спланировано, тем меньше риск провала. Так же важно, чтобы другие члены команды, которые готовят модель (да и сама модель, конечно), хорошо понимали, что от них требуется. По идее нужно указать конкретные нюансы на каждой картинке. Поэтому мои референсы сразу разбиты по темам.
Не важно, что все референсы вместе будут смотреться как непонятный винегрет. Главное, чтобы у вас в голове была готовая, цельная картинка. Чаще всего у фотографа-таки есть возможность протолкнуть свое видение, но для этого мало прийти в студию с камерой и что-то снять, нужно готовиться. Конечно, чем сложнее съемка, тем больше будет референсов для того, чтобы учесть все-все нюансы заранее. Здесь у меня такие примерные наброски по позам, но, например, во время учебы я делала точную раскадровку. Это очень облегчает и ускоряет процесс съемки. А после того, как все запланированное отснято, можно приступать к импровизации. Я всегда делала это со своими некоммерческими проектами, а теперь, пожалуй, введу в коммерческие в строго-обязательном порядке.