![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4400/128383090.3/0_6877f_358a0524_XL.jpg)
Камин "Микула Селянинович и Вольга". ГТГ
Исторррия эта началась давным-давно, ещё в конце девятнадцатого века, когда Абрамцево было для художников своеобррразной Меккой, когда Савва Мамонтов пррридумывал идею за идей, и (я даже подумать об этом не смею), если вдррруг подойдёт к концу мой
серрриал пррро княгиню, попугай сррразу начнёт рррассказывать пррро всё, что связано с его именем. А пока это будет небольшой пррросто пост, эпизод в моём повествовании, постаррраюсь лишь ненадолго завладеть вашим вниманием.
Письмо Врубеля сестре Анне. Абрамцево, июль, 1892
Милая моя Нюта, прости, что так долго тебе не отвечал. … Я опять в Москве, или, лучше в Абрамцеве и опять осаждён тем же, от чего отдыхал 8 месяцев: поисками чисто и стильно прекрасного в искусстве и затейливого личного счастья в жизни; как видишь - все голова и тени. Переводя на более понятный язык: опять
руковожу заводом изразцовых и терракотовых декораций … [Михаил Александрович так называл гончарную мастерскую, созданную Мамонтовым в 1890 году в Абрамцеве. В мастерской вырабатывали изразцы и майолику.]
Так получилось, так рррешило мирррозданье, но двадцатилетнего юношу, Петра Кузьмича Ваулина, ещё не добившегося никакого пррризнания, только что окончившего по классу керррамики сельскохозяйственную техническую школу в Красноуфимске (я нашёл только единственный его снимок), Мамонтов пррригласил в девяностом году к себе на ррработу. Но этот молодой человек оказался птицей высокого полёта!
Воспоминания Н.В. Поленовой, жены художника В.Д. Поленова:
Мастер П. Ваулин попался очень талантливый и знающий. Общее творческое настроение охватило и его, и он увлекся разнообразием тонов, стал добиваться оригинальной колоритной поливы, применяя свои знания химика и гончара. Успех его изобретений в этой специальности, обративший на себя внимание художников, поощрял его; он чувствовал себя не простым мастеровым, а причастным к художественному миру и весь отдался интересному делу.
Далее в 1896 году в Нижнем Новгороде была выставка, история которррой известна и очень-очень интеррресна, но о ней рррассказ как-нибудь потом. Врубель на ней пррредставлял два панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», и именно вторррая ррработа легла в основу эскизов камина.
Из воспоминаний Н.А. Прахова, сына архитектора А.В. Прахова:
… «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Это не было случайностью в его творчестве. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Написанный позже в большом виде маслеными красками, он наделал много шума в художественном мире и вызвал полные негодования нападки тогдашней критики.
… Огромного коня с толстыми ногами и широко раздутыми боками он отыскал где-то на извозчичьем дворе, где стояли так называемые ломовики, а богатыря одел, поверх кольчуги, в стёганный ватник, защищающий от вражеских стрел. Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами.
Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году.
Из воспоминаний Б.К. Яновского, композитора:
… Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Врубель предложил мне работать у него в студии; там было тихо, спокойно, никто бы мне не мешал.
Предложение я принял, конечно, охотно. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. По обыкновению Врубель писал прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким предварительным акварельным эскизом. Холст не был разделён на клетки. В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Затем отойдёт на несколько шагов, посмотрит, приставив к глазам руку козырьком, затем снова продолжает чертить. Начал он с головы лошади. Изредка он подходил к маленькому столику, на котором стояла бутылка и стакан, выпивал немного вина. Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. …
… На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Работа продвигалась очень быстро, и недели через полторы мы любовались уже почти конченной картиной.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5414/128383090.4/0_68786_d807de30_XL.jpg)
Михаил Врубель. Богатырь. 1898
Из письма Михаила Врубеля сестре Анне. Москва, Март, Понедельник 1899
Милая Нюта, спасибо тебе за пересланное письмо Нади и за последнее уведомление о здоровье Папы. Как теперь его здоровье? Я в Петербург не ездил: мой «Богатырь» ещё не продался, и я должен был сейчас же приняться за пушкинские иллюстрации, а теперь рисую камин для Мамонтова, чтобы поддержать свои финансы.
Надежда Забела-Врубель Н.А. Римскоиу-Корсакову 12 июля 1900:
… В газетах мы прочли, что Мих[аил] Ал[ександрович] удостоен за камин на Парижской выставке, этот камин сделан по рисунку Мих[аила] Ал[ександровича] в гончарной С[аввы] И[вановича]. Вот уже не думал, не гадал и медаль получил и про Парижскую выставку мы забыли...
Известно, что в создании перррвого экземпляррра камина (или перррвых двух) Врубель пррринимал самое активное участие, следующие делал Пётр Ваулин по его эскизам.
«Золотой медалист» был пррродан ещё в 1900 году в Париже, также есть Врубелевские камины в Москве: в музее «Коломенское», в Государственной Третьяковской галерее, во Всероссийском Музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества. В Петербурге камины находятся в Государственном Русском музее (хррранится в запасниках в ррразобррранном виде и был собррран специально для выставки 2006 из 130 кусочков - попугай его видел!) и в доме Бажанова (об этом удивительном доме чуть ниже).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5414/128383090.4/0_68789_e7fccc10_XL.jpg)
Фотография камина с выставки в Париже 1900
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5414/128383090.3/0_68780_16e0da8e_XL.jpg)
Камин в музее "Коломенское", Москва
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4611/128383090.4/0_6878a_eabf0e59_XL.jpg)
Камин из собрания музея декоративно-прикладного и народного искусства. Его совсем недавно спасли ррреставррраторрры.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5414/128383090.4/0_6878c_754f3ad0_M.jpg)
Камин в Русском музее.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4400/128383090.3/0_68784_4a96a04e_XL.jpg)
Эскиз Камина. ГРМ
Пётр Кузьмич Ваулин ррруководил мастерррской у Мамонтова 13 лет, в 1903 году ушёл от него в «свободное плаванье», в 1906 году открррыв под Петербургом в посёлке Кикерино мастерррскую, отдавая керррамике свой талант и знания.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4400/128383090.4/0_68787_3500de97_M.jpg)
Пётр Кузьмич Ваулин.
Кстати, не могу умолчать о том, что вы все знакомы с творррчеством его внука - композиторрра Андрея Петрова.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5414/128383090.4/0_6878b_cd67943e_XL.jpg)
Дом Бажанова. Санкт-Петербург, ул.Марата, 72
...В 1906 году в Петербурге купец перррвой гильдии Филадельф Бажанов заказал молодому и тогда ещё неизвестному арррхитекторрру Павлу Алёшину пррроект дома (нынешний адрррес - улица Марата, 72, когда-то - улица Николаевская). И он до сих поррр (уже постррроенный дом, а не пррроект) восхищает посетителей, которых очень даже немало - так как сейчас в его залах живёт Центральная Городская Детская библиотека истории и культуры, и сам дом обррразец очень интеррресной арррхитектуррры. И, что самое замечательное и удивительное - прррактически сохррранились перррвоначальные интерррьеррры кваррртиррры Бажанова к рррадости благодарррных зрррителей - только очень не хватает «Богатырского фриза» Н.К. Рериха (в 1964 году его забрррал себе Русский музей). Как бы эта ррработа смотрррелась именно там, где и положено находиться ей!
Во вррремя же стррроительства дома Ваулин пррредложил пррриобрррести для укрррашения интерррьеррра камин (по эскизам Врубеля уже в Кикерино сделанный им). Камин мало того, что был прррекрррасен сам по себе, но ещё очень перррекликался с Рериховским фризом, и он настолько этому дому близок, что, на попугайный взгляд, ничего лучше и пррридумать нельзя!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5414/128383090.3/0_68781_a273226f_XL.jpg)
Камин в доме Бажанова. Санкт-Петербург, ул.Марата, 72
Так что даже у каминов очень ррразная бывает судьба, хотя об остальных я, по сути, опять ничего не успел рррассказать. Но нельзя же ещё один серрриал в паррраллель начинать!