Воспоминания о войне (2)

May 11, 2014 00:45

Первую часть воспоминаний можно прочитать здесь. Продолжение - под катом.

muziker
ЕДИНСТВЕННАЯ ЖЕНЩИНА В КАВАЛЕРИИ

Как-то так вышло, что о существовании сестры своей бабушки(это она мне двоюродная бабушка штоле?) я узнал только в этом году. Даже не знаю чем это объяснить, ведь я был пионером, а такие положительные примеры просто призваны вдохновлять и дисциплинировать. Но случилось как случилось и уже неважно да и бесполезно сейчас разбираться почему ни у кого не нашлось времени просветить меня на этот счёт. Под катом статья о ней, я просто перевёл в немного сокращённом виде.





Про эту девушку мало кто знал и знает. Она из села Бреусивка ,что на Полтавщине. Она погибла на войне, когда ей было 19. Посмертно её наградили орденом Красного Знамени. 9го мая 2013 года ей бы исполнилось 90 лет.
В музее Кременчугского медколледжа про Дусю Сытник было записано всего несколько слов:"мужественная и отважная девушка, Владела всеми видами оружия,погибла как герой"
Судьба этой девушки заинтересовала Наталию Урбанович,которая работала там преподавателем.Она по крошкам собирала небогатый архивный материал,свидетельства очевидцев и написала про Дусю книгу "девушка героической судьбы"( надо бы себе найти) Чтобы потомки знали и помнили. Благодаря её усилиям теперь и мы имеем возможность узнать о Дусе Сытник, нашей героичной землячке.

Обычная девушка из Бреусивки что на Полтавщине, там ходила в школу,кстати ту же,что и писатель Олесь Гончар, после окончания фельдшерско-акушерского училища на работу устроится не успела-началась война. Девушка подала документы в военкомат и пошла на фронт добровольцем. Поскольку она с детства любила коней и умело держалась в седле,ей предложили служить в кавалерии. Через два месяца Дуся уже принимала участие в битве за Днепр, за это её наградили орденом "Красной Звезды" и медалью "За боевые заслуги" Ей было 18 лет.
На войне она встретила свою любовь,командира взвода Петра Кременя, но так случилось,что в одном из первых же боёв он погиб.Не долго думая, взяла командование на себя и повела солдат в бой. А скольких раненых она вынесла с поля боя на себе пока была медсестрой,даже счёт потеряли. Подполковник запаса Шабалов рассказал Наталье Урбанович, как эта хрупкая девушка спасла ему жизнь, каким-то чудом вытянув его с поля боя,когда его ранили.
Комдив Крученкин не позволял ей быть в строю:считал ,что не женское это дело.К тому же, говорят, он был влюблён в Дусю и пытался уберечь её. А она,почувствовав в себе силы,хотела возглавить сабельный взвод. Чтобы настоять на своём,даже Будённому написала заявление.
И тут из ставки к ним приехал генерал-лейтенант Бобкин. Сытник обратилась к нему и таки добилась своего назначения на должность командира взвода. Правда он устроил ей настоящие экзамены по верховой езде и уставу, а потом сказал "Если победишь меня в стрельбе из пистолета,будешь командиром взвода". Наверное генерал никак не надеялся,что девчёнка стреляет лучше него-в стрельбе ж он настоящий ас. Но и она не лыком шита, ещё в мирное время училась стрелять в ОСАВИАХИМЕ. Победила Бобкина на 4 очка Куда ему было деваться?
Представьте себе картину: хрупкая девушка летит верхом на коне и рубает фашистов саблей.Бойцы-новые подчинённые -встретили её назначение в штыки. Ними будет командовать баба,да ещё и 18тилетняя? Большинство из них ей в отцы годились. Но свои командирские способности девушка показала в боях.Потому вскоре бойцы её полюбили и готовы были за неё в огонь и в воду. С ними она была до конца жизни.
Девушка погибла 8го апреля 1942 года, после тяжёлых боёв была взята безымянная высота на Харьковщине между сёлами Викнино и Кут Старославтивского района. Для наших эта высота имела огромное стратегическое значение. Двое суток,две дивизии штурмовали её,но безрезультатно. Нужно было изменить тактику. Дуся принимает решение не дожидаться общего штурма на рассвете,а атаковать ночью (ну это явный перегиб в сторону фантастики) Атаковали со всех сторон, на подмогу пришёл кавалеристский полк. И в конце концов враг сдался. Все праздновали победу и внезапно один единственный выстрел. Дуся падает как подкошенная. В неё попал недобитый фашистский снайпер (из другого источника следует что она была убита пулей в голову во время боя)

Через десятки лет в газете "правда Украины" вышла статья Крученкина "одна единственная" Он писал про Дусю Сытник как про единственную женщину в советской кавалерии и как про одну-единственную в его сердце В полковой газете про неё писали как про единственную женщину в Советской кавалерии,которая командовала сабельным взводом. Именем Евдокии Сытник назвали среднюю школу в Бреусивке.

pokasanova
Ветеран

На Холм Славы мы в этот раз не пошли - уж очень противоречивые чувства раздирают…
Но, конечно, проведали нашего дорогого ветерана.
Осипов Сергей Николаевич. Друг родителей моего мужа, а теперь и наш друг. Доживем до конца лета - отпразднуем его 93-летие!

А в войну был Сергей Николаевич командиром понтонного батальона. В неполные 23 года был награжден четырьмя боевыми орденами, и даже орденом Суворова. Недавно все свои награды Сергей Николаевич подарил - уже немолодому! - внуку в Смоленск, внук их бережно хранит.
А ведь мог офицер Осипов стать и Героем Советского Союза, если бы не нарушил приказ. Командование требовало наступать, а он медлил, дождался подкрепления, иначе много людей погибло бы впустую…
Как и у всех в войну - смерть ходила рядом. Однажды провалился в воронку с водой, только руку над головой успел поднять. Командир взвода вытащил его буквально за пальцы, еще бы секунда - и всё…
Еще рассказывал:
- Я хоть и не очень хороший футболист, но любил играть. Когда были в Брно - устроил матч с местными ребятами. Они сильные, крепкие, проиграли мы им 4:1. Вызывает меня командир: «Кто вам разрешил?» Я удивился: «Никто, а какое надо было разрешение?» А он сердится: «Да вы понимаете, что говорят ведь не про вашу команду, говорят - Красная Армия проиграла!»
… Несколько лет назад Сергей Николаевич овдовел. Очень любил жену:
- Видите, какая она была?
- Да, вот на этой фотографии - прямо как артистка.
- О! Это не каждая артистка такая!
А еще - Сергей Николаевич ровно на один день старше моей мамы. Давно родителей нет на свете - и моих, и мужа… И рядом с Сергеем Николаевичем мы чувствуем себя юными, еще нежившими. Нередко он говорит моему седому мужу: «Ты молодой еще, многого не понимаешь»…
Фото - прошлого года. Сейчас Сергей Николаевич отказался фотографироваться - осенью упал, не встаёт… Но еще бодрый, разговорчивый, веселый! У него чудесная сиделка - пани Мария (как говорила моя бабушка - «чтоб у нее никогда руки не болели»).

Долгих лет здоровья Вам, славный наш Сергей Николаевич! Вам - и всем ветеранам!







smoliarm

Шестой класс, 12-я школа Смольного района, май сорок первого.

Почти все на этом снимке погибли.
Войну пережила только одна девочка, крайняя слева, во втором ряду...


...Моя мама


igorsamusenko
Когда-то давным-давно мне мама рассказывала о войне. Когда началась Великая Отечественная ей
было пять лет и все её брянское детство прошло под гул канонад, свист бомб и рокот боевых самоле-
тов. Привожу вам её рассказ. Жалею, что не расспросил деда и бабушку, они партизанили в брянских
лесах всю войну.


Я сквозь сон слышу, что отец собирается куда-то.
- Пап, ты куда?, шепчу я, с русской печи, не открывая глаз.
- На двор… Спи, Гашица, моя!
Знать бы мне, четырехлетней девчонке, что я больше никогда не увижу отца, кинулась бы на шею, волоклась
бы за ним в истерике! Может быть хоть воспоминания о душераздирающем расставание придавало бы ему сил в
той страшной бойне, под названием Курская дуга…

Немцы вошли к нам в Слободку быстро и по-хозяйски расположились по хатам. Отношение к детям было челове-
ческим, даже угощали иногда белыми конфетками, похожими на те, которые сейчас продают в аптеках под на-
званием «аскорбиновая кислота с глюкозой». В селе стоял конный батальон с немецкими тяжеловозами, таска-
вшими по болотам артиллерию. Мы часто бегали смотреть как гонят по улице с водопоя табун. Было страшно
и волнующе видеть этих коней-гигантов, сотрясающих землю огромными копытами. Почему-то мы любили перебе-
гать улицу перед бегущим табуном. Что толкало детей на этот риск, у меня сейчас не укладывается в голове…

Один раз я побежала, а мой младший брат Павлик несколько мгновений посомневавшись, бросился вслед
за мной… Вот эти мгновения стали роковыми для него. Ударом копыта он был сбит и чудом не превращен в ме-
сиво под ногами коней. Две недели лежал без сознания. Немец-фельдшер сказал, что будет так две недели,
потом наступит кризис. Если очнется, значит будет жить. Паша очнулся, но детская травма оставила свой след
в судьбе. Он умер от опухоли в голове едва дожив до 43 лет…

Война чуствовалась всегда и днем и ночью. Мы с восторгом слушали её звуки и наслаждались ночным небом,
разрисованным яркими следами от трассирующих пуль. Иногда видели как падали подбитые самолеты. Если под-
бивали нашего, то сельские мальчишки убегали в лес, в надежде помочь раненому летчику.

Немцы чувствовали себя как дома и абсолютно ничего не стеснялись. Помню тетя Наташа копается в огороде,
а немец сидит в распахнутом деревянном туалете…
- Наташа, как по-вашему, что я делаю?
-Серешь, серешь! Чтоб тебе волосатик жопу объел!
-Ха-ха-ха! Сеереешь…
За несколько дней до начала битвы на Курской дуге мы получили от отца открытку - Потерпите, осталось не-
много, скоро увидимся. Дождаться нам его не пришлось ... Немцев погнали, они начали отступать и вместе с
собой забирали население тех сел, где стояли. Соседней Радогощи повезло, там не было немецкой части, а вот
слободчан всех до единого угоняли. Мать едва успела закопать нехитрый скарб в виде посуды и всякой хозяй-
ственной утвари в огороде. Взяла с собой корову Маньку, и чайник, чтоб кормить в пути четверых детей. Та-
щила её с собой на веревке и отпускала на привалах попастись. Манька никогда не уходила далеко и по первому
зову всегда приходила доиться. Мама доила её в чайник и поила нас. Если б не корова мы не выжили бы… Шли
двое суток, потом стала слышна артиллерийская канонада наступающей Красной армии.

Это придало надежды на спасение. И теперь главным было найти подходящий момент, чтобы как-то отстать от ко-
лонны. Когда на пути встретились посевы высоченной конопли сбоку от дороги мама поняла. что это может быть
единственным шансом на спасение. Это был страшный риск, если бы немец увидел прячущихся в зарослях людей,
не миновать бы нам автоматной очереди. Так бы и стала эта конопля последним пристанищем измученной женщи-
ны с четырьмя детьми…

Но Богу было угодно, чтобы мы выжили.

Возвращались тем же путем два дня с нашей верной Манькой. В Радогощи остановились у знакомых переночевать,
а на утро обнаружили, что нет Маньки! Ноги сбили и охрипли, но коровы нигде не нашли. Начали расспрашивать
людей и одна сердобольная сказала: Дак а какую-то корову Глашка такая-то закрыла у себя в сарае вчера ве-
чером. Пошли на вызволение из плена. Но Глашка и не подумала отдавать корову, война мол, знать ничего не
знаю. Мама бросилась по соседям на помощь. Нашлись добрые люди, усовестили и напомнили, что Яша вернется,
что ты будешь ему говорить? Последний довод был более существенным, чем взывание к совести, потому что мой
отец, Леонов Яков Иванович был до войны главным агрономом в колхозе и его уважали.

Слободка наша была полностью сожжена немцами при отступлении и разграблена радогощскими жителями. Почти
все схороны и тайники были найдены и раскопаны… Но наша хата каким-то чудом осталась целой, только не было
ни окон, ни дверей, ни мебели. Все поснимали и унесли за два дня свои русские люди… Приходилось начинать
жить заново…
Питались лебедой, осокой, зеленой прошлогодней картошкой, которую искали на полях. Пекли из неё тошнотики и
ели. От этих лепешек рвало, но это была хоть какая-то еда. Выжили все. Отец погиб на Курской дуге от ра-
нения в живот, могилу нашли только в 70-е годы, с помощью пионеров-следопытов. Братская могила с трехметро-
вым памятником в виде солдата с автоматом.

Вечная им память…

Записано со слов моей матери Леоновой Галины Яковлевны и воспоминаний бабушки Леоновой Лидии Афанасьевны.

наши воспоминания, дрррузья

Previous post Next post
Up