Храм всех богов - языческий, Христов,
Простой и мудрый, величаво-строгий,
Не раз я видел, как из тьмы веков,
Взыскуя света, ищет мир дороги,
Как все течет: народы, царства, боги.
А он стоит, для веры сохранен,
И дом искусств, и мир в его чертоге,
Не тронутом дыханием времен.
О, гордость зодчества и Рима - Пантеон.
(Так восхищённо писал о Пантеоне Байрон)
Пантеон как Храм во имя всех богов возведён в 118-128 гг. при императоре Андриане на месте храма 27-25 гг. до н.э. во времена Марка Агриппа, имя которого - M.Agrippa - красуется на фризе здания. В этом проявилось благородство Андриана, возможно потому, что Марк Агриппа был советником и зятем высокопочитаемого в Древнем Риме Августа?
01.
Знаковая достопримечательность Рима. Неповторимый шедевр зодчества. Единственное сооружение Древнего Рима, которое полностью не разрушили ни готы, ни варвары, крушившие в дикарском упоении беломраморные храмы Рима.
От окончательного разрушения Пантеон в Средневековье спасло то, что в 609 году он указом Папы Римского был превращен в христианскую церковь и окрещен именем Богоматери Мучеников. Однако это не спасло храм от хищения: с внешней стороны Пантеона был содран мрамор, исчезли бронзовые скульптуры с фронта портика. Бронзовое покрытие портика понтифик Урбан VIII отдал Бернини для изготовления кивория (сени,балдахина над алтарём) в соборе Св. Петра. Черепица из позолоченной бронзы была ободрана Константом II в 655 году, а корабли, на которых ее перевозили в Константинополь, разграблены сарацинскими пиратами у берегов Сицилии.
02.
Во времена Древнего Рима Пантеон был облицован белым мрамором.
03.
04.
05.
06.
07.
08.
09.
Пантеон представляет собой ротонду, т.е. круглое здание, высота и диаметр которого одинаковы - 43,4 м. Знаменитый купол чуть меньше купола собора Св. Петра в Риме. Через отверстие в куполе, единственное "окно" Пантеона, льётся солнечный свет и... потоки дождя на мраморный пол, в котором отверстия для стока воды.
10.
11.
Нужно иметь богатое воображение, чтобы представить красоту храма во времена Римской империи.
Портик покрывало бронзовое покрытие, в 140 кессонах (углублениях) купола сияли позолоченные бронзовые розетки, в нишах стояли золоченые статуи богов. Снаружи нижний ярус барабана Пантеона был облицован белым мрамором. Сейчас от этого бывшего великолепия остались двери, колонны портика и интерьера.
Однако несмотря на всю ободронность первоначального интерьера, на "голый" купол, Пантеон производит огромное впечатление, которое фотографии не передают - надо увидеть своими глазами это архитектурное совершенство.
12.
13.
С XVI в. Пантеон стал местом захоронения великих людей Рима. Одним из них был великий Рафаэль, который руководил реставрацией храма и который, согласно своему завещанию, был в нём похоронен в 1520 году.
14.
15.
Над гробницей Рафаэля статуя Madonna del Sasso (Мадонна на скале), названная так, потому что одной ногой она опирается на камень. Статуя была заказана Рафаэлем и выполнена Lorenzetto в 1524.
Саркофаг установлен по приказу Папы Григория XVI (1765-1846). Композиция создана в 1811 году Antonio Munoz. На саркофаге друг и покровитель Рафаэля Пьетро Бембо (Pietro Bembo) (1470 -1547) написал: "Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего - Природа боялась быть побеждённой, а после его смерти - умереть." - прекрасная эпитафия гениальному художнику, создателю фресок станц в Ватикане и всемирно известного полотна «Сикстинская Мадонна» (Дрезден).
16.
Madonna del Sasso (Мадонна на скале).
17.
Статуя Madonna del Sasso (Мадонна на скале)
18.
Гробница короля Италии - Умберто I. Изящные капители колонн вырублены из греческого мрамора.
19.
Гробница первого короля единой Италии нового времени с 1861 года - Виктора Эммануила II.
20.
В течение веков интерьер Пантеона претерпел изменения: ниши алтарей и апсиды выполнены в начале XVIII века, фрески XV в., статуи разного времени. Св. Агнесса (cозд. 1700), Vincenzo Felici.
21.
22.
23.
Пантеон - действующая церковь, святое место, о чём напоминает туристам эта табличка, призывающая к тишине.
24.
Алтарная часть и стулья для прихожан отгорожены шнуром.
25.
Языческие идолослужения продолжались в храме до IV века. При императоре Феодосии Великом (379-395) Пантеон был закрыт и оставался заброшенным до VII века.
В 609 году византийский император Фока подарил Пантеон Римскому Папе Бонифацию IV (608-615), который обратил его в церковь Божией Матери. В церковь были привезены из катакомб 28 телег мощей святых мучеников, поэтому церковь стала называться во имя Божией Матери «у Мучеников» (Santa Maria ad Martyres).
В алтаре находится икона "Богоматерь с младенцем", написанная евангелистом Св. Лукой, первым иконописцем. Икона была подарена императором Фокой Папе Бонифацию IV по случаю превращения языческого храма в христианскую церковь. В начале 20 века оригинал иконы был заменён копией. Внизу справа размещена копия иконы, чтобы увидеть, как она выглядит.
Алтарь был сооружён в 1700-1721 гг.
26.
Фото
suomilarissa