В советское время огромное число людей стали настоящими библиофилами - книголюбителями. Книжный бум пришёлся на 80-е годы, когда гостям первым делом показывали "стенку" - шкаф по всю стену, за стеклянными дверцами которого стоял хрусталь, фарфоровая посуда и книги. Покупать всё это было престижно, и как бы сейчас сказали, это было брендом. Выставленные за стеклом книги говорили о многом: о социальном статусе хозяина, материальном благополучии, о его связях - в стране был тотальный дефицит: чтобы, например, купить гречку, корвалол, кусок хорошего мяса без костей, подписаться на собрание сочинений или серию книг и т.д., надо было иметь огромный круг нужных знакомств и работу, которая давала бы возможность заиметь такой круг.
Советские интеллигенты (а Советский Союз был страной врачей, инженеров и учителей, что несказанно удивляло финнов) с азартом библиофилов 19-го века собирали книги. В коридорах-пеналах бывших доходных домах Питера, где потолки взмывали на высоту 5 метров, устраивали антресоли для книг, до которых было раз-два не добраться, но большинство книг собиралось не для домашнего чтения: книги копили для благодарных потомков и читали не их, а, например, псевдоисторические романы советского писателя Пикуля (1928-1990), общий тираж которых при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил примерно 20 млн экз. Романы Пикуля и сейчас продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами, на 2008 г. общий их тираж достиг 500 млн экз. несмотря на то, что, как пишет Википедия: "Исторические произведения Пикуля часто подвергались и продолжают подвергаться критике за неаккуратное обращение с историческими документами, вульгарный, по мнению критиков, стиль речи и пр."
Шло время. Худо-бедно народ пережил перестройку, лихие 90-е. Собиратели книг старели, уходили в мир иной. Наступила эпоха компьютеров, а за ней цифровая. В России появились доступные ридеры, и наследники накопленных родителями, дедушками-бабушками домашних библиотек с таким же азартом, с каким их предки собирали книги, стали выкидывать на помойки целые библиотеки, а молодое поколение бумажные книги стало презрительно называть "пылесборниками" - в интерьере современного человека не осталось места для книг. Среди выбрасываемых серий книг, изданных в советское время, уникальная серия "Библиотека всемирной литературы", издание которой возобновило в 2003 году "Эксмо". Как отмечают покупатели этой обновлённой серии, бумага книг этой серии плохая, шрифт очень мелкий, есть немало опечаток.
Появилась эта обновлённая серия и в других издательствах, где её издают ограниченным тиражом и, как рекламирует одно издательство, в эксклюзивном коллекционном переплёте из натуральной кожи, созданной вручную по технологии XIX столетия. Другое издательство пошло ещё дальше. Оно издаёт так называемые эталоны книг и так описывает издаваемую серию: "Французский цельнокожаный переплёт ручной работы выполнен из натуральной кожи «Robbat wisky» производства итальянской кожевенной фабрики «Carisma». Обложка книг декорирована комбинацией рельефного блинтового и золотого тиснения (использована фольга «Luxor 240»). Обрез книг вручную полирован и позолочен сусальным золотом. В комплекте идут: сто первый том «Содержание», бархатные чехлы, сертификат. По желанию клиента на заднюю обложку каждого тома может быть оттеснена семейная монограмма (суперэкслибрис), что переводит собрание в разряд фамильной библиотеки, которая будет передаваться из поколения в поколение. Возможно исполнение в различном сочетании кож."
Для кого издаются эти эталоны и сколько стоят эти книги можно только догадываться. Чем же знаменита эта серия, на издание которой не жалеют золота и высококачественную итальянскую кожу и бюджетное издание которой возобновило "Эксмо"? Это "Библиотека всемирной литературы" (БВЛ) - 200-томная серия книг, выпущенная издательством «Художественная литература» в СССР в 1967-1977 годах (первоначально тиражом 300 000, c 1973 года - увеличенным тиражом 303 000 экземпляров), формат 60x84/16. Распространялась серия по предварительной подписке. Указатель к изданию был выпущен в 1979 г. Каждый том содержал вступительную статью, примечания и иллюстрации. БВЛ фактически наследовала издательство «Всемирная литература», созданное в 1919 г. по инициативе Максима Горького и просуществовавшее до 1927 г.
Решение об издании было принято на заседании Госкомпечати 21 декабря 1965 года, предложение было внесено Главной редакцией художественной литературы и Институтом мировой литературы имени А. М. Горького Академии наук СССР. Потребность в бумаге составляла 4 тыс. тонн ежегодно (бумага № 1, фабрика в г. Лигатне Латвийской ССР). В 1979 году вышел 201-ый (справочный) том.
Библиотека состояла из трех серий:
Серия первая «Литература Древнего Востока, Античного мира, Средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков».
Серия вторая «Литература XIX века».
Серия третья «Литература XX века».
Достоинства издания:
- большая художественная ценность, так как иллюстрации к произведениям были сделаны знаменитыми художниками, в том числе Г. Доре, Ж. Гранвилем, Кукрыниксами, а также другими известными советскими графиками - Евгением Ракузиным и пр.;
- уникальность по широте охвата материала и сочетанию массового тиража с высоким уровнем художественного оформления;
- высокое качество печати книг, профессиональное художественное оформление;
- из двухсот томов отечественной литературе посвящено только 40, что весьма демократично для советского книгоиздательства;
- вступительные статьи к томам и комментарии писали лучшие советские филологи и искусствоведы.
Недостатки:
- Отсутствие произведений ряда выдающихся писателей и поэтов XX века, в том числе Ф. Кафки, Э. М. Ремарка, Дж. Джойса, М. Пруста, Ф. С. Фицджеральда, А. де Сент-Экзюпери, В. Набокова, лауреатов Нобелевской премии по литературе Г. Гауптмана, К. Гамсуна, Ю. О’Нила, Г. Гессе, Ж.-П. Сартра, Г. Бёлля, У. Голдинга, А. Камю и многих других.
- Произведения издавались после цензорского отбора, обусловленного идеологией. Это стало причиной того, что ряд литературных памятников представлен фрагментарно либо в сокращённом виде («Сатирикон» Петрония, «Женщина, несравненная в любовной страсти» Сайкаку; вместе с тем именно в данной серии впервые был опубликован полный перевод «Гаргантюа и Пантагрюэля», выполненный Н. Любимовым). При отборе авторов заметны симпатии по отношению к носителям «прогрессивных» (социалистических) взглядов.
- Для изготовления суперобложек была выбрана слишком тонкая бумага, что привело к их быстрому износу. В результате, у многих книги хранятся без суперобложек, а сохранившиеся суперобложки имеют довольно ветхий вид.
В настоящее время полный комплект томов БВЛ в хорошо сохранившихся суперобложках считается библиографической редкостью.
Общий вес всех томов: 163 кг.
Изданные в советское время книги отличаются в лучшую сторону от книг, изданных после 90-го года, когда был ликвидирован институт цензуры, существовавший в России около 200 лет и были сняты идеологические ограничения и когда началось смутное книгоиздательское время. Ассортимент выпускаемых тогда книг и их качество часто было ниже плинтуса. Зарубежные книги были плохо и небрежно переведены, в книгах были немало опечаток и явных ошибок, бумага была плохая, переплёты быстро рассыпались.
Пройдёт ещё немного времени и книги, изданные до 1990 года, будут антиквариатом, и очень может быть, что нынешние дети, встав взрослыми, зашелестят страницами когда-то оставленных им в наследство книг, спасённых от гниения на помойках, от пыли на высоких антресолях или купленных в букинистических магазинах...
*****
Полка книголюбов: обзорный пост-навигатор.