Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) - кафедральный собор Рима и место нахождения кафедры римского епископа, а также Папского трона.
В католической иерархии Латеранский собор стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и собора Св. Петра, о чём гласит надпись внизу колонн около входа: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».
Собор основан Константином при понтифике Сан Сильвестро (314-335 гг.). Он много раз был разрушен и восстановлен. В теперешнем виде собор построен в 17 веке. Фасад выполнен из травенсина в 1735 г. по проекту архитектора А. Галилеи.
01.
02.
Когда в полдень 6 октября с.г. я вошла в базилику, то ахнула от восхищения, увидев после долгого перерыва интерьер базилики. Со временем как-то забылось, как всё выглядит наяву - громадные скульптуры, кессонный потолок с позолотой, алтарь. Из-за пандемии стулья были расставлены на расстоянии, народу было мало, сравни снимок далее.
03.
Вот сколько было народу 17 сентября 2012 года в 11 часов утра.
04.
В 17 веке началось восстановление разрушенной базилики. Реставрационные работы к юбилейному 1650 г. были поручены гениальному Борромини. В нишах были установлены статуи Апостолов, выполненные школой Бернини.
05.
Голубь с оливковой ветвью - геральдика Папы Иннокентия X Памфили (1644-1655).
06.
Над статуями рельефные лепные панели со сценами из Ветхого и Нового Заветов. Они были разработаны в 1650 году Алессандро Альгарди и выполнены мастерами его школы во главе с Антонио Рагги и Джованни Антонио Де Росси. Выше рельефов расположены фрески пророков в овальных тондо, выполненные в 1718 году командой художников.
07.
08.
Потрясающей красоты кессонный позолоченный потолок.
09.
Орган (1598 г.) и потолок.
10.
На деревянном кессонном потолке три папских герба. На снимке герб Папы Пия IV, который
в 1562 году заказал потолок.
11.
Работа затянулась до 1567 года, поэтому на потолке есть также герб Пия V (1566-1572).
На снимке герб Папы Пия VI (1775-1799), по заказу которого в 1775 году потолок реставрировали.
12.
Деталь потолка над балдахином алтаря (Giovanni Antonio Paracca, 1642-46 гг.)
13.
Папский алтарь с готическим балдахином (1367 г.)
14.
15.
16.
За резной решёткой алтаря в поясных бюстах хранятся драгоценные реликвии: головы апостолов Петра и Павла. Однако эти реликвии лишь скромные копии. Оригиналы были выполнены из серебра и украшены драгоценными камнями. В XVII веке их похитили.
17.
Под алтарём исповедальня, в которой статуя Св. Иоанна Крестителя и надгробный камень Папы Мартина V - в миру - Оддоне Колонна (Oddone Colonna 1368 -1431) - Папа Римский с 11 ноября 1417 года по 20 февраля 1431 года.
Сюда кидают деньги.
18.
Мраморный узорчатый пол сохранился от старой базилики. Пол из белого мрамора инструктирован тонкими плитами мрамора разного цвета, которые складываются в причудливые геометрические фигуры. Это работа римских мраморщиков Cosmati, по имени которых этот декоративный стиль назван "косматеско". В течение XII и XIII веков семь членов семьи Cosmati в четырёх поколениях разрабатывали и совершенствовали этот стиль. Традицию семьи Косматов (так в русском языке склоняют несклоняемую фамилию) позднее переняли и другие каменотёсы Италии, и этот стиль штучной мраморной мозаики распространился затем по всей Европе.
19.
Пол базилики, выполненный в стиле косматеско, относится к 14 веку и является поздним примером этой техники. Он был оплачен семьей Колонна и завершен в своей нынешней форме в 1425 году при папе Мартине V (1417-1431). В ряде мест на полу можно увидеть геральдику семьи Колонна - одиночную колонну.
20.
21.
22.
Геометрические формы, использованные для оформления пола, впечатляют своей сложностью, но окраска удивительно бледная, с преобладанием светло-серых тонов. Причиной этого, скорее всего, является то, что запасы яркого разноцветного камня из античных руин к этому времени подошли к концу. Важным фактором могла стать и стоимость их остатков. Прямоугольные бордюрные панели из желтого мрамора - работа Борромини.
23.
24.
В 1884 году по поручению Папы Льва XIII была расширена апсида (архитектурная алтарная часть), в которую перенесли, отреставрировав, почитаемую древнюю мозаику Искупителя. Мозаика восходит к первой постройке базилики (IV в.), большая её часть была отреставрирована в 1291 г. Внизу выполненный из драгоценного мрамора и многоцветной мозаики Папский трон, который служит также епископской кафедрой.
25.
Мозаика Искупителя и потолок апсиды.
26.
Орган апсиды.
27.
Балкон апсиды.
28.
Капелла Святых Таинств (Capella del Santissimo Sacramento), сень над которой поддерживается четырьмя толстыми бронзовыми, позолоченными колоннами, перенесёнными в собор при правлении императора Константина, а вот откуда они были привезены в Рим, тут идут разночтения. В некоторых интернетных публикациях, которые зачастую копируют текст друг у друга, сообщается, что колонны были привезены в Рим императором Титом (39 - 81 гг.) из храма Соломонова. Другие источники утверждают, что колонны привезены императором Августом (63 г. до н.э.- 27 г. н.э.) из покорённого Египта и сняты с кораблей Клеопатры, когда египетский флот потерпел поражение в битве при Акциуме (31 г. до н.э.). Колонны были установлены Августом в храме Юпитера на Капитолийском холме.
29.
Позолоченный барельеф "Тайная вечеря" капеллы, в которой за стеной находится особое небольшое помещение (Santuario), где за железной решёткой и красной занавесью хранится священная трапеза - столешница, на которой Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками Своими.
30.
Алтарь капеллы работы Pier Paolo Olivieri (1599 г.)
31.
32.
Позолоченная дарохранительница капеллы Святых Таинств.
33.
Вид на поперечный неф собора от 6 октября 2021 г.
34.
Фото от 17 сентября 2012 г.
35.
36.
В базилике похоронены шесть Римских Пап.
37.
Статуя Папы Льва XIII (1810-1903), 256-го Папы Римского, которому принадлежит рекорд долгожительства среди Римских Пап - он прожил 93 года, его считают одним из великих Римских Пап.
38.
Капелла Св. Илария.
39.
Некоторые капеллы закрыты красивыми ажурными коваными воротами.
40.
Деталь кованой решётки капеллы.
41.
Капелла (часовня) Торлония.
42.
В эту капеллу через купол лился почти осязаемый поток солнечного света, который, увы, на снимке не получился...
43
Чтобы сфотографировать эту капеллу, я просунула сначала одну руку, потом фотик, потом вторую руку.
44.
Латеранский собор - одно из паломнических мест в Риме. Многие верующие годами копят деньги, чтобы побывать в святых местах Вечного города. Для верующих во всех паломнических храмах Рима есть специальные капеллы, где нельзя фотографировать.
45.
Здесь можно исповедоваться не только на итальянском, но и на немецком языке, о чём гласит огромная надпись на латыни (видно, надпись давно здесь, как и сама исповедальня).
46.
Боковой неф.
47.
Боковой неф.
48.
Юбилейная дверь 1650 года.
49.
Святые врата - юбилейная дверь 2000 года.
50.
Святые врата - юбилейная дверь 2000 года.
51.
В портике собора статуя императора Константина Великого, обнаруженная в древнеримских императорских термах на Квиринале.
52.
Портик и статуя Константина.
53.
54.
----------
Фото поездок в Рим: в 2004, 2012, 2015 и 2021 гг.
suomilarissa Один из источников:
http://eternal-city.ru/bazilika-san-dzhovanni-in-laterano-chast-3-2-interer-glavnyj-altar-i-konfessio/