Одна из самых знаковых достопримечательностей Рима - площадь Навона. Здесь перед знаменитым фонтаном Бернини и египетским обелиском высится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне.
Ведута Г. Ванвителли.
Строительство барочной церкви начал Джироламо Райнальди в 1652 году на месте средневековой постройки. Освящение церкви состоялось 17 января 1672 г.
01.
В архитектуре церкви бросается в глаза вогнутый фасад - печать гениальности Борромини, который визуально расширял и продлевал небольшие пространства, заменяя прямые архитектурные линии и плоскости изогнутыми, скруглёнными, извивающимися, в чём проявилась его гениальность.
02.
Более 300 лет церковь была в частном владении богатого и влиятельного аристократического рода Дориа-Памфиль. И лишь в 1992 году донна Ориетта, последняя кровная представительница этого рода, передала церковь Ватикану.
03.
В 1851 году перед входными дверьми в церковь была установлена кованая железная ограда, чтобы народ не сидел на ступеньках церкви. В 1852-1859 годах семейство Дориа-Памфиль потратило большие суммы на реставрацию своей домовой церкви. Основательная реставрация была проведена также в 1949 году.
04.
По вечерам в церкви бывает много туристов, как это было, например, в начале седьмого вечера 21 сентября 2017 года, когда в церковь входила и из неё выходила плотная толпа туристов с рюкзаками. В церкви была толчея и было очень душно. В тот вечер я шла на лекцию-концерт "Музыка Рима в эпоху Бернини", которые проводятся один раз в неделю в церкви. Лекция проходит в Баптистерии. За это время церковь успевают хорошо проветрить, а от икебанов цветов во время концерта в интерьере церкви разносился тонкий и приятный аромат.
05.
Не зная, что это была домовая церковь знатного аристократического рода, турист, попавший в первый раз в церковь, удивляется её небольшим размером внутри. Интерьер церкви оригинальный - она полукруглая и вместо традиционных картин в главном алтере и капеллах одни лишь горельефы и статуи.
06.
Главный алтарь выполнен в 1720-1724 гг. по проекту знаменитого Carlo Rainaldi.
07.
Колонны из зелёного мрамора с позолоченными капителями, обрамляющие запрестольный образ, в античные времена украшали Триумфальную арку Марка Аврелия, римского императора конца II века.
08.
Горельеф главного алтаря, авторы Джованни Франческо Росси, Мельхиоре Каффа.
09.
Балкон в апсиде.
10.
Церковь посвящена раннехристанской мученнице Агнессе.
11.
Капелла Святой Агнессы. Скульптор Ерколе Феррата (1664 г.)
12.
Капелла Св. Себастьяна совершенно идентична капелле Св. Агнессе и также великолепна. Статуя святого стоит на высоком постаменте. Она выполнена в 1719 году в неоклассическом стиле Пьетро Паоло Кампи.
13.
Эта капелла посвящена великомученику Св. Евстафию. На горельефе капеллы изображён святой, брошенный на растерзание львам в амфитеатре, которые вместо того, чтобы растерзать святого, стали лизать его ноги. Рядом со святым его жена и сыновья, которые также приняли христанство. Работа над горельефом была начата Мельхиоре Кафа, который вскоре умер. Закончили барельеф Феррара и Росси, 1660 г.
14.
Перед капеллой табличка с пояснением на четырёх языках.
15.
Горельеф "Смерть Св. Алексия", автор Росси.
16.
Декор интерьера церкви богат и роскошен.
17.
Деталь декора потолка.
18.
Фреска купола Gloria del Paradiso изображает Апофеоз Святой Агнессы во Славу Небес и выполнена в основном Чиро Ферри. Он умер в 1689 году, не успев завершить работу, и заканчивал ее уже его ученик Себастьяно Корбеллини. На фреске множество ангелов, святых и символов из Ветхого Завета, в центре которых находится Богоматерь, приветствующая Агнессу.
19.
*****
Фото от 18.9.2012 г. и от 15.9.2018 г.
suomilarissaАктивные ссылки на упоминаемые в посту факты:
- другая оригинальная церковь Борромини:
Церковь San Carlo alle Quattro Fontane.-
Basilica di Sant'Eustachio - "ресторан для бедных". - церковь, посвящённая великомученику Св. Евстафию.