Протоиерей Всеволод Чаплин уволен с поста главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества. На его место назначен Владимир Легойда. Я не готов пока видеть в этом заговор «темных сил», но событие однозначно непростое. Давайте попробуем разобраться хотя бы в первом приближении. Для этого надо понять, кто есть Чаплин с политической точки зрения, а кто есть Легойда.
Итак, официальная версия заключается в объединении отделов, вследствие чего должность Чаплина как бы уже не нужна. Понятно, что это не более, чем повод. Также нельзя придавать серьезного значения некоторым мнениям о том, что причиной увольнения являлся обед протоиерея в Макдональдсе во время поста. Во-первых, там есть постная пища, а во-вторых - это просто несерьезно. Такие решения не принимаются из-за Макдональдса.
Позвольте высказать свою версию. Я пока не настаиваю на ней однозначно, но кое-что заставляет меня думать именно так. В России на фоне отказа Президента от расчленения страны и вхождения ее в Запад по частям, на фоне открытой украинской и турецкой агрессии, подогреваемой американцами, на фоне угрозы ИГ, санкций и экономического кризиса, вызванного вредительской политикой наследников Гайдара в экономической сфере, а также в преддверие парламентских и президентских выборов, поднимают голову десоветизаторы. И мотивируют они необходимость десоветизации и декоммунизации точно так же, как и бандеровцы на Украине. Это и не странно, т.к. подавляющее число сегодняшних российских десоветизаторов либо входят в неолиберальный лагерь (коллективный Сванидзе), либо в неовласовский, т.е. попросту говоря фашистский. К сожалению, как неолиберальный, так и неовласовский сегмент в РПЦ довольно силен. Негативную роль в этом смысле сыграло объединение с РПЦ (З).
Входит ли в эту клику протоиерей Всеволод Чаплин? Очевидно, что нет.
Во-первых, Чаплин открыто выступает в поддержку сражающегося против бандеровцев Донбасса. Во-вторых, операцию России в Сирии он назвал не иначе как «священной борьбой» против мирового терроризма. В-третьих, активно призывает разоблачать коррупцию среди чиновников и бизнесменов.
В интервью РБК Чаплин объяснил свое увольнение разногласиями по Донбассу:
«Все началось год назад, с моего принципиального разногласия с нашей позицией по Украине: нам нужно было не ждать у моря погоды, а реально добиться того, чтобы власть этой страны услышала голос тех людей, которые считают себя русскими, настаивают на приоритетном развитии отношений с Россией. РПЦ в лице патриарха Кирилла, напротив, заняла миротворческую позицию. Надо было действовать более решительно, надо было добиться того, чтобы русскоговорящие, русские люди, политически ориентированные на Россию, не оказались бы в том униженном состоянии. Нужно было и церкви и государству отстаивать людей, которые нам поверили».
Комментарий Чаплина на Интерфаксе:
«Я уже много лет пытаюсь сказать Святейшему патриарху, что та тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает Церковь, неправильна, нам нужно больше выступать критически по отношению к безнравственным и несправедливым действиям власти, нам нужно более прямо говорить с обществом, нам ни в коем случае нельзя заискивать перед такими явно бросающими вызов православию структурами, как нынешние власти Украины. Нам вообще нужно говорить пророчески, а не оглядываться каждый раз на то, кто что подумает и скажет, и не бояться поссориться с сильными мира сего».
Но это все одна сторона медали. Другая же заключается в том, что протоиерей был и остается одним из немногих деятелей РПЦ, которые однозначно выбрали позицию - с советскими людьми против неолиберализма и неофашизма. Чаплин не побоялся выйти на митинг против ювенальной юстиции под красными флагами. Он неоднократно заявлял о том, что советский период был более нравственным и гуманным, нежели последние 25 лет криминального капитализма.
Вот показательные фрагменты из относительно свежих его выступлений:
«В этом году мы отмечаем 70-летие победы в Великой Отечественной войне - это еще один урок, урок жертвенности, коллективизма, если говорить церковным языком, соборности. Это именно то, что пытаются оплевать, принизить, потому что боятся».
«Вера, справедливость, достоинство, соборность, державность - это пять принципов, которые позволяют удержать Россию. В каждый период времени хоть один из них ставился во главу угла и позволял обществу выстоять. Не нужно стыдиться отдельных периодов, нужно воспринимать всю историю, как она есть - во все эпохи мы были Россией».
«(На смену должны прийти) молодые люди с идеалистическими целями. Сегодня слишком много в обществе людей - и во власти, и в руководстве экономических структур - которые живут не этой страной, не для этого народа, а только для себя. Они боятся, может быть, власти в лице президента, премьера, но еще больше они боятся народа. Они боятся, что с них спросят - и с них сегодня нужно спросить за все, что происходило в 90-е годы. Думаю, что все, что происходило в 90-е годы, особенно в экономической сфере, должно быть поставлено под очень серьезное сомнение. Нужно, чтобы люди, которые тогда приобрели состояние на манипуляциях и неправде, дали ответ».
«Тогда наш народ объединяется, как единое целое, когда в нем просыпается воля к великой миссии, к великим свершениям, к новым прорывам - тогда у нас все получается. … Нам нужно вновь попытаться изменить мир - в том числе и научно, и технологически, и через сильную внешнеполитическую волю. Как только мы скажем себе, что мы на самом деле являемся центральным глобальным проектом - тогда страна закрутится по-другому. Нам нужен новый русский, российский прорыв».
«В том числе в советский период народ оказался сильнее, чем все попытки изменить вектор его жизни, он не стал частью этой мировой машины, оторванной от почвы системы взглядов и системы запланированных перемен. Советский проект был очень красивым проектом - он и получился в значительной степени именно потому, что он был мессианским проектом. Он смог достаточно успешно и эффективно победить те модели, которые были объявлены бесперспективными».
Итак, протоиерей Всеволод Чаплин считает, что для величия России необходим мессианский проект и советский проект был таковым. Он клеймит приватизаторов 90-х, требует призвать их к ответу за свои преступления и говорит о необходимости смены элит. Протоиерей убежден, что соборность и коллективизм являются сущностью русского народа, и этот коллективизм был проявлен в советский период, особенно во время Великой Отечественной войны. Также он однозначно выступает против бандеровцев и поддерживает Донбасс. И что немаловажно, требует остановить внедрение ювенальной юстиции. Почему именно на это также стоит обратить внимание, мы сейчас поймем.
Владимир Легойда, сменивший Всеволода Чаплина.
С 1996 года - один из основателей и главный редактор журнала «Фома».
Журнал махрово антисоветский. В самых худших традициях либерально-власовских мифов. В нем много материалов о героическом Врангеле и кровавых большевиках, о «святых страстотерпцах» Николае II с семьей, о Петре Войкове (террорист, убийца и т.д. - все из материалов перебежчика Беседовского, который говорил, что пишет свои книги «для идиотов»), об Иване Ильине, расписывавшимся в любви к нацистам и сотрудничавшим с РОВС.
«Новый дух» национал-социализма имеет, конечно, и положительные определения: патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению (фашистское «sacrificio»), дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение. Этот дух составляет как бы субстанцию всего движения; у всякого искреннего национал-социалиста он горит в сердце, напрягает его мускулы, звучит в его словах и сверкает в глазах. Достаточно видеть эти верующие, именно верующие лица; достаточно увидеть эту дисциплину, чтобы понять значение происходящего и спросить себя: «да есть ли на свете народ, который не захотел бы создать у себя движение такого подъема и такого духа?…»
Да, да - это цитата из Ивана Ильина, которого так любит определенная часть сегодняшней элиты.
С 2009 года - член Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Т.н. комиссия Федотова-Караганова, занимающаяся декоммунизацией и продвижением ювенальной юстиции. В разное время туда входили (а многие и сейчас входят):
Людмила Алексеева - «бабушка русской демократии», поддерживающая бандеровцев на Украине;
Даниил Дондурей - главный редактор некоммерческого партнёрства «Редакция журнала «Искусство кино», который всячески пиарит разврат и порнографию в кино;
Евгений Ясин - научный руководитель «Высшей школы экономики», птенец гнезда Гайдара, махровый монетарист и экономческий либерал;
Николай Сванидзе, Ирина Хакамада и Владимир Познер, которые в представлении и вовсе не нуждаются.
С 2011 года - член Учёного совета гимназии Святителя Василия Великого, включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, член Попечительского Совета Лиги безопасного интернета.
Напомним, что в январе 2008 г. учредителем Гимназии Святителя Василия Великого выступил одиозный олигарх-рейдер Константин Малофеев, связанный с ультраправыми эмигрантскими кругами, а также с операцией по сдаче половины территории ЛДНР бандеровцам.
Что касается Совета по вопросам семьи, его партнером также является Фонд Василия Великого. Все дороги идут в Рим. Глава Совета - всем известный Дмитрий Смирнов, говоривший, что большевики хуже Гитлера. А руководитель фонда Святителя Василия Великого - Зураб Чавчавадзе, потомок служивших Гитлеру коллаборационистов, заявивший когда-то, что их деятельность в эмиграции стала важным звеном в разрушении Советского Союза. То, что не смог сделать Гитлер, сделали они. Кроме того, данный фонд финансирует правые партии во Франции.
Лига безопасности интернета также создана Константином Малофеевым.
Итак, человека, говорящего о единстве всех периодов нашей истории, прославляющего подвиг русского народа в ВОВ, поддерживающего Донбасс, выступающего против ювенальной юстиции и неолиберальной экономики меняют на персонажа, связанного с коллаборационистской эмиграцией и структурами, симпатизирующими ультраправой идеологии, РОВС и т.д. Уже не говорю даже о ювеналке.
Повторю, у меня нет на сегодняшний момент неопровержимых доказательств, что увольнение Чаплина и назначение Легойды связано именно с таким раскладом. Но данный расклад объективно существует и не быть фактором не может. Каким будет поворот РПЦ и будет ли он вообще после данной перестановки, мы увидим. Это подтвердит или опровергнет наши предположения.