"три возраста Окини-сан"

Mar 05, 2014 16:23

Книгу читала ( точнее, слушала в 2012 году), и только сейчас добралась до рецензии.
Роман объемный и в осмыслении трудный. В аудиоформате я осилила ее где-то за полгода с перерывами. Кто Пикуля читал, представляет: это глубокое погружение в историю, много фактов, настоящий литературный русский язык. Для меня его отличием от ранее прочитанного "Фаворита" стало крайне тягостное впечатление.
С чем это связано? Во-первых, для меня он стал развенчанием романтического флера вокруг понятия "гейша". Кто читал первые посты моего жж, тот поймет. До этого представление о гейше у меня было как о беплотной фее, живущей с удовольствием и дарящей его всем вокруг, можно даже сказать- образцом для подражания. Такое впечатление у меня сложилось после прочтения акунинской "Алмазной колесницы", "настоящих мемуаров гейши" Минеко Ивасаки ,  просмотра просто "Мемуаров гейши"(по роману А.Голдена) и аифовской статьи.
В этом же романе гейша, в лучших ее проявлениях- это ..жертва. Жертва, полностью зависящая от мужчины, которому принадлежит. Окини-сан-замечательная.. любит, не требуя, отдавая Коковцеву лучшие женские годы. И он любит ее как ни одну другую женщину.. И к чему это приводит? Что она получает? Незаконорожденного сына(что навсегда лишает ее возможности быть приличной женщиной и выйти замуж)  и деньги на его содержание, а он.. выбирает родину и службу и женится на женщине, в подметки ей не годящейся.
И, конечно, этот роман -о возрастах, но прежде всего - о возрастах семьи, о возрастах мужчины и женщины , а не только Окини-сан.
Очень интересно и нестандартно показано развитие и трансформация главного героя и его жены, их отношений. Поначалу Оленьку воспринимаешь в штыки, благо она , а не японка становится законной супругой сначала робкого мичмана, а потом- адмирала Коковцева. И это, кстати, очередная иллюстрация выражения " Бойтесь своих желаний-они исполняются". Молодая честолюбивая Оленька мечтала стать адмиральшей, а когда ею стала- то пожалела, ибо к тому времени гораздо важнее статуса и светского успеха стали для нее сыновья.
Семья развивается по всем законам, описанным Едидесом в книге "Брак без брака": сначала первую скрипку играет красивая невеста и ее родители, с возрастом и повышением служебного статуса все весомее становится муж. А жена, как ни странно, влюбляется в него)). Он же,хоть и умница и светлая голова, свои заслуги использует не только для того, чтобы  сделать хорошее для Отечества, иметь возможность посещать лучшие мировые сцены,рисоваться лучшими художниками, но и классически- чтобы завести любовницу, выпивать..
Обычная семья, обычные проблемы.. Они, может быть, и длились бы ни шатко ни валко до самой смерти обоих, если б не революция, которая стала лакмусовой бумажкой и испытанием на прочность.  И тут-то семья и раскололась.. И счастлив и благополучен остался тот, кто с Семьей, а тот, кто ее потерял , обрел старую любовь- и потерял все, что было важно в жизни.. Я весь роман ждала этого, но не ожидала такого ужасного и реалистичного финала. По сравнению с этим героическая гибель Колчака -просто неописуемая красота и гордость..
Может быть, писатель имел в виду несправедливость революции , когда лучшие умы становятся изгнанниками, но я увидела здесь -прежде всего- вывод о том, как не только женщине, но и мужчине, важна Семья, о том, что это единственная константа в нашей жизни и единственное прибежище.. 

Япония, книги, "36 книг за год", 3, М+Ж, семейное счастье

Previous post Next post
Up