Вероотступничество в Исламе | islamshariat.ru

May 09, 2012 12:07


Вопрос:

Каково шариатское правило для такфира (обвинения мусульманина в неверии)? Является ли такфир (обвинение в неверии) правом всех мусульман или на это имеют право лишь учёные и судьи?

Ответ:

1. Основа такова, что мусульманин не выходит из Ислама, пока нет доказательств обратного, так как установлено, что  Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершает наш намаз, поворачивается в нашу киблу, ест наших жертвенных животных, тот мусульманин, для него то, что для нас, ему обязательно то, что и нам» (аль-Бухари)

2. Прежде чем обвинять в неверии, необходимо выяснить, какое слово он высказал и какой поступок совершил, так как не каждое слово и поступок рассматривается, как выводящий из Ислама.

3. Обычные люди обязаны опасаться этого (такфира) и всячески избегать, им следует оставить это дело учёным , из-за великого риска. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:  «Кто скажет своему брату: «О кафир…», то это вернется на одного из них» (аль-Бухари и Муслим)

4. Не принимаются решения основываясь на сомнениях. Поистине, мусульманина выводит из Ислама отрицание того, что делает его мусульманином. Если наличие Ислама установлено, то оно не прекращается из-за сомнений в нём. Если есть какие-то причины для такфира, и одна причина не дающая делать такфир, то выдающему фетву следует отдать предпочтение этой одной причине, из-за огромного риска (связанного с такфиром) и необходимости делать хорошее предположение (хусну занн) о мусульманине, так как куфр является пределом в наказании, и это требует совершения подобного (по тяжести) преступления. А с сомнением и предположением, нет предельности.

5. Условием для такфира мусульманина, чтобы человек был мукалляфом (совершеннолетним, разумным) и чтобы он совершил то, что его выводит из Ислама без принуждения. Поэтому нельзя обвинить в неверии ребёнка, сумасшедшего,  спящего, потерявшего сознание, из-за отсутствия таклифа (т.е. отсутствия возложения на них шариатских обязанностей), их слова не принимаются.

Также не допускается обвинять в неверии того, кого заставили отступиться от веры, а сердце его наполнено верой. Всевышний сказал: «не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера» (Пчёлы, 106)

О такфире пьяного:

6. Учёные сошлись во мнении, что если человек опьянел не по собственному желанию и в таком состоянии совершил, что-то выводящее из Ислама, то его вероотступничество не засчитывается. Насчёт того, кто опьянел по собственному желанию существуют разногласия.

7. Причины выводящие из Ислама:

а) Убеждения

Учёные единогласны в том, что считается неверующим тот, кто скрывает своё неверие, но к нему не применяются решения вероотступника, до тех пор, пока не станет явным его вероотступничество.

Тот, кто утверждает, что станет вероотступником в будущем или сомневается в этом, то он становится им сразу, так как он отрекается от тасдикъа (т.е. подтверждения того, во что должен верить мусульманин) из-за своего решения стать неверующим в будущем.

б) Слова

Едино мнение учёных относительно неверия того, кто произнёс слова, выводящие из религии, не имеет значения произнёс ли он это издеваясь, из-за упрямства или из-за убеждений, так как Всевышний сказал: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?. Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Покаяние, 65-66).

Что касается того, кто произнёс (слова куфра) непроизвольно, не думая, например из-за сильной радости или удивления и т.д., подобно словам: О Аллах, ты (обращаясь к человеку) мой Господь, а я твой раб или сказал: ты мой раб, а я твой господь, как передано в хадисе Анаса ибн Малика. В этих случаях человек не выходит из религии, как и тот, кого заставили из-за слов Всевышнего: «Не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера» (Пчёлы, 106), и слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах простил этой общине содеянное ею по ошибке, из-за забывчивости или под принуждением». (Ибн Маджах, аль-Байхаки)

8. О тех, кто ругает Всевышнего:

Учёные единогласны в неверии того, кто ругает Сущность Всевышнего, пренебрегает Им, приписывает недостатки так, как Всевышний сказал: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» (Покаяние, 65). Имеются разногласия в принятии покаяния таких людей, но мнение большинства, что оно принимается.

9. О тех, кто оскорбляет пророков (мир им):

Учёные считают неверным того, кто ругает любого из пророков (мир им), принижает его, приписывает недостатки, описывает его тем, что не допускается, например: лживость, отсутствие доведения до людей истины. Ханафитские и шафиитские учёные считают такого неверным, его призывают к покаянию, если он отказывается его убивают. Маликитские и ханбалитские учёные считают, что его необходимо убить и его покаяние не принимается. Оскорбление ангелов подобно оскорблению пророков. Маликиты ограничили пророков и ангелов, в ком есть единое мнение, что они являются пророками или ангелами. А тот, кто ругает того,  в ком нет единого мнения, что они являются пророками или ангелами, как Хизри или Харут или Марут, этот человек не попадает в неверие. Но судья наказывает такого по своему усмотрению (иджтихаду).

10. О том кто обвиняет сподвижников в неверии:

Едино мнение учёных в том, что считается вероотступником тот, кто обвиняет в неверии всех сподвижников, так он отрицает очевидное в религии, противоречит Всевышнему и Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Учёные единогласны в неверии того, кто клевещет на Айшу, в том в чём оправдал её Всевышний или того, отрицает сподвижничество Абу Бакра, так как он противоречит Корану.

Что касается того, кто обвиняет в неверии некоторых из сподвижников, мнение ханафитов и маликитов в достоверном слове возле них и мнение имама Ахмада в одном из двух  мнений, что человек не попадает в неверие. Мнение же шафиитов и ханбалитов в достоверном слове, некоторые хадисоведы, Сухнун учёный маликитов, считают неверным того, кто обвиняет в неверии часть сподвижников, к нему применяются решения вероотступника. Али ибн Сулейман Аль-Мардави в книге «Аль-Инсаф» пишет: «Это правильно». Цитата из книги «Аль-фаваких ад-Дивани» указывает на то, что тот, кто обвиняет в неверии одного из 4 праведных халифов, становится вероотступником.

11. О неверии того, кто отрицает иджма’ (единогласное мнение учёных):

Учёные считают вероотступником того, кто отрицает решение, в котором единогласны учёные уммы в том, что известно всем (обязанность намаза, заката) без разногласий. А что касается того, в чём они единогласны, но это неизвестно обычным людям (как обязанность выделения шестой части имущества дочери сына, когда есть родная дочь), то отрицающий это не становится вероотступником.

12. Обязательно обращение к судье относительно того, кто совершил что-либо выводящее из Ислама, чтобы судья вынес насчёт него решение, после рассмотрения всех свидетельств и доказательств.

Автор: Шейх Абдул-Гаффар аш-Шариф

Источник: http://islamshariat.ru/index.php/archives/801

исламшариат, куфр, такфир, Абдул-Гаффар аш-Шариф, фетвы, вероотступничество

Previous post Next post
Up