Весьма интересно и своеобразно.
Взято отсюда:
http://erdu.info/literature/alania/nakhian-osetia-and-durduketia Приведу выдержки. Ведь многие осетинские блогеры были недовольны, когда я засомневался в существовании средневековой осетинской архитектуры.
Чего стоят сотни ингушских средневековых башен на территории Осетии, которые явно остались от «прежнего» до-иранского населения Осетии. Этот факт был вынужден признать и известный осетинский ученый Б. А. Калоев: «многие памятники материальной культуры (башни, склепы) современные жители [Осетии] считают наследием, оставшимся от прежних давних обитателей» («Осетины»).
Интересно отметить, что и сами осетинские предания подтверждают именно ингушское происхождение башен и склепов в Осетии. Так, в осетинской легенде «О постройке башни в Донисаре», записанной в 1905 г. А. Скачковым со слов 110-летнего жителя селения Дагом Дзиу Цабиева, говорится: «Ты спрашиваешь, почему в Донисаре такая красивая башня? Правда она не похожа на другие? Мы, ироны [ираноязычные осетины], не умели строить такие башни» (Скачков А. О постройке башни в Донисаре. Газ. «Терские ведомости». 1905, № 36, с.3).
...«Существует осетинское предание о том, что ингуши некогда жили в Куртатинском и Даргавском ущельях. Под
натиском осетин, сражавшихся под предводительством легендарных героев
Тага и Курта, и кабардинцев, надвигавшихся на ингушей с плоскости,
последние отступили на восток - сначала в Санибанское ущелье, затем,
через Чми, на правый берег Терека». (Записано нами по рассказу Б.
Канукаева в Кобанском ущелье [Осетии] в 1927 году)» (Семенов Л.П.
археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925 - 1932
годах. 1963)....
...Антропологи также абсолютно уверены в том, что «иранизация» Осетии началась и закончилась в пост-монгольское время. Так, выдающийся антрополог СССР-РФ, автор многочисленных основополагающих научных антропологических трудов - академик В. П. Алексеев - писал про время иранизации нахской Осетии:
«Антропологические наблюдения однозначно демонстрируют непрерывную последовательность поколений от местных популяций древности, говоривших, бесспорно, на каких-то кавказских языках, к современным тюркоязычным народам Северного Кавказа и осетинам. Для карачаевцев, балкарцев и особенно осетин мощный субстратный слой местного кавказского происхождения выявлен и в языке, и в культуре… Переход их предков на тюркскую и иранскую речь имел место не раньше чем в эпоху позднего средневековья, то есть представляет собой заведомо позднее явление».(В.П.Алексеев, «Этногенез», М., 1986, с.101.).
Антропологи также абсолютно уверены в том, что «иранизация» Осетии началась и закончилась в пост-монгольское время. Так, выдающийся антрополог СССР-РФ, автор многочисленных основополагающих научных антропологических трудов - академик В. П. Алексеев - писал про время иранизации нахской Осетии:
«Антропологические наблюдения однозначно демонстрируют непрерывную последовательность поколений от местных популяций древности, говоривших, бесспорно, на каких-то кавказских языках, к современным тюркоязычным народам Северного Кавказа и осетинам. Для карачаевцев, балкарцев и особенно осетин мощный субстратный слой местного кавказского происхождения выявлен и в языке, и в культуре… Переход их предков на тюркскую и иранскую речь имел место не раньше чем в эпоху позднего средневековья, то есть представляет собой заведомо позднее явление».(В.П.Алексеев, «Этногенез», М., 1986, с.101.)....
Интересно отметить, что и сами осетинские предания уточняют, какое именно нахское племя населяло значительную территорию Осетии до 16 века. Так, исследователь Г. Хатисян, рассмотревший в 1882 году аланские склепы в Осетии, в своей рукописи отметил любопытную деталь: «Присутствовавшие при осмотре мною этой гробницы осетины, и между ними несколько тагауров… которые … сообщили мне и то, что по народному преданию, их страна, т.е. Тагаурская Осетия, когда-то, в очень отдаленные времена, находилась во владении кистин [нахов]» (Отчетная записка члена экспедиции 1882 года по исследованию кавказских пещер Гавр Хатисяна. 4. 11. О раскопках древних могил. - Архив ИИМК (Санкт - Петербург), ф.3. д.589. л.18 об).
В связи с этим русский кавказовед Ф. И. Горепекин - глубокий знаток истории Центрального Кавказа эпохи Позднего Средневековья - писал: «многие топографические названия, божества и религиозные верования, имена и мн. др. на осетинской территории необъяснимы у осетин или объясняются искаженным понятием, разъясняются ингушским языком. Вопреки старанию д-ра Пфаффа, Кодзаева и др. доказать распространенность осетин чуть ли не по всему материку Старого Света, можно дать веские доказательства, что территория осетин была раньше ингушская и осетины не так древни и не так славно их прошлое, как изображается у этих авторов. Если ингушский язык в некоторых незначительных случаях, собственно в лексическом отношении и сходен с тагаурско-осетинским или воладжирским (алагирским), - то можно допустить потому, что некоторая часть ингушей раньше жила совместно, т.к. и на осетинах есть отражение ингушского языка, потому что осетины заняли бывшую ингушскую территорию» (Ингуши. (ГIалгIай, ферi, орстхой) Владикавказ. 1912)