Предыдущая
глава.
Был еще один жаркий день. Утром бабушка попросила Павлика полить цветы и грядки, а после обеда он пошел с друзьями купаться на пруд. Уже больше недели стояла очень жаркая погода и вода в пруду была теплая.
На берегу реки росло большое старое дерево. Несколько лет назад земля с берега обвалилась и с одной стороны дерева большие корни нависали над гладью озера. Это было очень необычно и красиво. Ребята любили заплывать под эти корни и представлять что это большой грот, где пираты прячут сокровища. Конечно, сокровища они там не никогда находили, но это был не так важно. Это было их секретное место, где можно было представлять себя пиратами и искать клады.
Ребята поиграли в своем «гроте» и, вдоволь наплававшись, Павлик лег загорать в тени большой ивы. Остальные ребята побежали играть в поле около оврага, герой нашего рассказе не пошел с ними так как с собой у него была книжка «Волшебник изумрудного города», он уже дочитал до встречи Элли с железным дровосеком и ему не терпелось узнать, что будет дальше. День был жарким и тихим, его начала одолевать дрема, но книжка была интереснее: Павлки шел по дороге из желтого кирпича вместе с Элли и ее новыми друзьями, когда услышал прямо над своим ухом тихий знакомый голов:
- Привет!
Это была Селла.
- Что читаешь?
- Книжку про девочку, которую ураган занес в волшебные земли, и теперь она со своей собачкой хочет вернуться домой.
- А… Я знаю эту книжку - это «Волшебник страны Оз»
- Нет, она называется «Волшебник изумрудного города»
- Это она у вас так называется, а в других странах она известна под названием: «Волшебник страны Оз». Но это не так важно.
- А ты прилетела ко мне? - Павлику не хотелось спорить с Селлой, поэтому он быстро перевел разговор на другую тему.
- Ну… Не совсем… Мне на лето дали задание - собрать гербарий из водорослей. Я сюда прилетела за образцами. И она показала маленькую баночку, заполненную мутной зеленоватой водой, в баночке плавали какие-то растения, - ты знаешь, что такое водоросли?
- Конечно, знаю, это растения, которые растут в воде.
- А ты знаешь, чем они отличаются от растений, которые растут на земле.
- Тем, что растут в воде, - немного растеряно пожал плечами Павлик.
- На самом деле у них гораздо больше различий, чем ты думаешь. Пошли, подойдем к воде, я тебе покажу. - И Селла начала расти, меньше чем через минуту она была уже ростом с Павлика. Мальчик уж было обрадовался, что они опять будут путешествовать в микромире, но с небольшим разочарованием обнаружил, что окружающий мир не изменился… В этот раз Селла действительно просто выросла.
Они вместе подошли к краю воды, там, где росли камыши, и Селла запустила руку в воду по самый локоть. Через мгновение она достала что-то зеленое и бесформенное, судя по ее довольной улыбке - это было именно то, что она искала.
- Посмотри на деревья, из чего они состоят? - спросила Селла, указав на большую иву.
- Я даже не знаю… У них есть ствол, ветки, листья, корни… Правильно?
- Да, ты совершенно прав. Разные части тела выполняют разные функции: корни впитывают воду и минералы из почвы, листья получают энергию света, а также поглощают углекислый газ и выделают кислород. Ствол и ветки поддерживают растение и направляют листья к свету. При этом каждая часть дерева приспособлена, чтобы выполнять свою функцию: ствол и ветки - твердые, корни ветвистые, они способны прорастать глубоко в землю, а листья плоские, чтобы большая их часть была обращена к солнцу. У водорослей нет четкого разделения на части или органы. Каждая часть водоросли точно такая же, как и другая и способна выполнять те же функции. У них нет корней, так как они живут в воде и им не надо впитывать питательные вещества из почвы.
- Как это нет корней? - Удивился Павлик, они же растут из дна.
- Это не совсем так, у некоторых водорослей есть небольшие выросты, с помощью которых они держаться за дно, но это не корни. Если этот вырост - простое уплощение основания, то он называется подошва, а если у водоросли разветвлённые выросты, то это ризоиды. А основная часть растения носит название таллом. Вот мы с тобой и нашли первое различие: у земных растений есть разные части или органы, которые выполняют разные функции, а у водорослей такого нет.
- Я подозреваю, что на этом их различия не заканчиваются.
- Ты прав. Деревья впитывают воду и минералы с помощью корней, но в основном используются они в листьях, поэтому внутри ствола есть специальные очень тоненькие трубочки, по которым вода с питательными веществами из корней поступает в листья. А в листьях из углекислого газа и солнечного света получаются другие вещества, которые используются для строительства и роста. Эти вещества нужны всему растению. Поэтому есть еще другие трубочки, по которым они от листьев двигаются по всему дереву. Эти трубочки все вместе называются проводящая система растений. А вот у водорослей такого нет.
- А как же они получают питательные вещества и воду? - удивился Павлик.
- Они живут в воде, все, что нужно растениям для жизни растворено в воде, которая их окружает, поэтому они просто впитывают это всей своей поверхностью. У них каждая часть тела может впитывать воду, углекислый газ и получать энергию света. Поэтому им не надо передвигать это важные вещи из одной части в другую. Вот мы и нашли второе отличие: у земных растений есть транспортная система, а у водорослей ее нет.
- Но у наземных растений и водорослей есть одно свойство, которое их объединяет. Как ты думаешь что это?
Павлик опять пожал плечами:
- они не двигаются?
Селла весело засмеялась:
- нет, водоросли очень даже двигаются. А вот общее у них - это ФОТОСИНТЕЗ.
Павлик удивленно захлопал глазами, даже не пытаясь повторить это слово.
Улыбка Селлы стала еще шире, видимо ее очень нравилось рассказывать что-то новое и смотреть, как это поражает Павлика. Это было, как рассказывать о прочитанной книжке или забавную историю из жизни.
- Фотосинтез - это процесс, когда растения используют энергию солнца и с помощью этой энергии получают кислород из воды.
- А разве то, что водоросли живут в воде, а деревья на земле это не еще одно отличие...
- В целом ты прав, но есть исключения…
- Этого не может быть! - удивился Павлик
- Может. Некоторые водоросли могут жить не в воде. Я тебе могу это показать.
На другом берегу пруда был сосновый лес. Селла протянула Павлику маленький бинокль и указала на одно дерево.
- Посмотри на него внимательно. Видишь: ствол растения покрыт красным налетом, как будто на нем ржавчина.
- Да, я вижу.
- Это и есть водоросль.
Ну. в это Павлик никак не мог поверить:
- Водоросль без воды, да еще красная. Они же зеленые!
- Не все, некоторые могут быть красными, бурыми и разными другими. Но про цвет водорослей, я расскажу тебе потом, когда покажу, как растения из света и углекислого газа делают питательные вещества. Но можешь мне поверить, этот красные налет - действительно водоросль. Но это еще не все.
Она забрала у Павлика бинокль и повела его к большой иве. Они подошли к стволу, и она указала ему на обычный лишайник.
- Ты, наверное, часто видишь лишайники в лесу. Лишайник - это не один организм, а два, которые живут вместе и помогают друг другу: грибы и водоросли. Такой тип взаимовыгодного сожительства называется симбиоз.
- Но он не похож ни на водоросль, ни на гриб. - удивился Павлик
- Вместе они образуют что-то новое. Я думаю, что лишайники - одно из самых удивительных творений природы.
- Только после мороженного, - уточнил Павлик
- Нет, мороженное - это творение людей, - весело засмеялась Селла, протягивая ему эскимо.
- Но это все исключения, чаще всего водоросли живут в воде. Поэтому это отличие мы тоже можем записать.
- Я думал, что интересные вещи можно увидеть только когда становишься маленьким, или путешествуешь очень далеко, но оказывается вокруг нас много всего интересного, просто мы это не замечаем.
- Для того, чтобы находить удивительное вокруг себя, надо много учиться и внимательно смотреть по сторонам. А теперь помоги мне сделать мое домашнее задание. Я уже почти все собрала, но мне нужно поймать еще одну водоросль с красивым именем - Эвглена.
- Поймать? - удивился Павлик - А что их ловить то, они же прикреплены ко дну.
- Далеко не все водоросли неподвижны, - сказала Селла, потянувшись за чем-то невидимым в воде и не удержавшись на берегу, с визгом упала в воду.
«Ну почему она все время падает?!» - подумал про себя Павлик
Воды в этом месте было по колено и она быстро поднялась на ноги. На ее светлом платье теперь везде были водоросли. Мальчик просто не мог сдержаться:
- Теперь ты можешь сдать свое платье вместо гербария, на нем очень большая коллекция,
- Это не смешно, - обижено отрезала фея - я так и не поймала Эвглену. Нужно попробовать что-нибудь другое.
Она так и продолжала стоять по колено в воде, но ее взгляд стал прозрачным - Селла явно о чем-то думала
- Я придумала, - уже веселее сказала она - нам надо опять использовать батискаф, - ее настроение явно поднялось, - иди ко мне
- К тебе в воду? Ну, уж нет.
- Давай залезай, не заставляй себя уговаривать, мы сейчас будет охотиться в микромире
- Так с этого и надо было начинать - сказал Павлик, мгновенно оказавшись рядом с ней.
Селла сломала камыш и положила его на поверхность воды, взяла Павлика за руку, и мир стал меняться
- Эй, подожди, мы же утонем - замахал руками Павлик,
- Не бойся, я все предусмотрела, - меньше чем через минуту они были размером не больше сантиметра и стояли на камыше, который до этого сломала фея. - Вот видишь, тебе уже пора начать мне доверять.
По мере того как они становились меньше, Павлик стал различать на поверхности камыша какой-то объект, им оказался батискаф, который они использовали в прошлый раз.
- Быстрее полезли внутрь, - сказала Селла, - пока мы будем искать Эвглену, я расскажу тебе о маленьких водорослях.
Они залезли внутрь и с небольшим толчком поднялись в воздух, и через минуту уже были в воде. Оказалось, что в воде также много жизни, как и наверху, вокруг батискафа проплывали самые разные существа, отдалено напоминающие бактерии.
- Это все водоросли, - начала свой рассказ Селла, - большинство водорослей состоят, как и бактерии, только из одной клетки и они плавают в воде, образуя планктон. Планктон - это множество маленьких организмов, которые плавают в воде, этим планктоном питаются рыбы и другие водные обитатели. Ты, наверное, замечал, что весной и летом вода иногда становится зеленоватого цвета. Это называется «цветение воды» и делают это водоросли. Они очень маленькие, чтобы их видеть, но когда весной они начинают активно расти и делиться, их становится так много, что вода из голубой превращается в зеленую.
Павлик был заворожен открывшимся зрелищем, все водоросли были разного размера и разной формы, он едва мог найти две одинаковые. Большинство клеток были зеленые, точнее они имели внутри зеленые структуры разной формы, у одних они выглядели как шарики разного размера, у других как пластины, а у некоторых спиралью проходили вдоль всей водоросли.
- Оказывает водоросли не целиком зеленые, а у них внутри какие-то зеленые штуки.
- Эти зеленые штуки, как ты их назвал, называются хлоропласты, в них и происходит фотосинтез. Как я тебе уже говорила, все живое состоит из клеток, эти клетки выполняют множество разных функций и отличаются по строению. Можно сказать, что клетка - это небольшая фабрика или завод. А внутри этого завода есть разные механизмы, которые выполняют отдельную часть работы, эти механизмы внутри клетки называются органеллы. Хлоропласты - это одни из таких органелл.
Павлик продолжал смотреть на новый для него мир, он был так увлечен, что не заметил, что от удивления у него открыт рот. Когда он обнаружил это, то покраснел: «Как-то неудобно получилось», - подумал он, но быстро отвлекся на проплывающую мимо него водоросль. У нее было два жгутика. Павлик вспомнил их первую встречу с Селлой и решил показать ей, что он тоже разбирается теперь в биологии:
- С помощью этих жгутиков эта водоросль двигается, - с умным видом сказал он
- Ты абсолютно прав. Но они могут двигаться не только с помощью жгутиков, - и она указала на группу соединенных клеток с выростами по бокам, - у некоторых водорослей есть выросты, с помощью которых они могут парить в воде. А у других бывают внутри пузырьки воздуха, которые также позволяют им плавать.
- Нашли! - от неожиданного визга Селлы Павлик даже подпрыгнул, - Смотри - вон она! - не унималась девочка
- Куда! Куда смотреть! - мальчик забавно заметался между иллюминаторами
- Да вот же она, - нетерпеливо Селла указала рукой на одноклеточную водоросль с очень длинным жгутиком. Эвглена была не круглая и даже не овальная, а имела вытянутое тело и чем-то напоминала карандаш. Вместо ластика рост длинный толстый хвост, то есть жгутик. Ее поверхность была ребристая, как будто она была покрыта ровными параллельными штрихами. Как и большинство водорослей, она была зеленая, точнее внутри нее было много зеленых шаров неправильной формы. А вот около жгутика Павлик заметил небольшой шар красно-кирпичного цвета.
- Что это там красное у нее? - спросил мальчик
- Это глазок или по-научному стигма. С помощью него Эвглена определяет уровень освещения и если ей темно, то с помощью жгутика передвигается в более освещенное место. Я уже говорила, что для жизни им нужен солнечный свет, чтобы получать энергию. Что-то тут странное…, - протянула фея, - почему она такая спокойная, обычно они быстро двигаются и их трудно поймать.
Неожиданно у Эвглены отвалился хвост, точнее жгутик.
- Что с ней? - забеспокоился Павлик, - Она умирает? - за те 10 минут, что они наблюдали за ней, Павлик уже привязался к Эвглене, и ему действительно стало страшно за нее.
- Нет, - засмеялась Селла, - с ней все в порядке, она просто делится, - мы с тобой уже видели это у бактерий. Это займет около двух часов. Я предлагаю понаблюдать.
Павлик энергично закивал головой. Уже бесхвостая Эвглена стала покрываться прозрачной слизью. После этого она стала увеличиваться в ширь и мальчик заметил, что один из штрихов стал увеличиваться.
- А для чего нужны эти штрихи, - спросил он.
- Между этими штрихами есть бороздки, где выделяется слизь, с помощью нее она может совершать своеобразные ползающие движения. Смотри внимательно, сейчас будет самое интересное!
Действительно Эвглена начала медленно вращаться вокруг своей оси, большая бороздка становилась все больше и клетка начала разделяться на две, продолжая вращаться. Скоро у обеих Эвглен начали отрастать жгутики, когда они уже стали нормального размера, обе водоросли выплыли из слизи, в которой были все это время.
- Теперь нам надо торопиться, - Селла побежала к пульту управления. С помощью манипуляторов она управляла большими щупальцами снаружи. В одной щупальце была банка, в другой крышка, они аккуратно поймали одну из Эвглен в банку. Довольная Селла добавила ее в свою коллекцию. А Павлик наблюдал в иллюминатор за ее удаляющейся сестрой, он даже помахал ей рукой и пожелал счастливого пути.
Они поплыли назад, Павлик сидел молча и думал. Когда он смотрел, как рождаются новые водоросли, он вдруг осознал, что они действительно живые, что у них тоже есть свои потребности и желания, что их жизнь не хаотична и беспорядочна, а тоже подчиняется правилам и законам, они тоже стремятся туда, где им светлее, а значит лучше. Вдруг он понял, как разнообразна жизнь на нашей планете и что он - ее маленькая часть. От осознания единения с этим огромным миром ему стало очень хорошо и радостно.
Их очередное путешествие подходило к концу. Он знал, что впереди будет еще много приключений и ему еще так много надо узнать.