Казалось бы, у кремлёвским паханов есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом. Однако, радужную картину портит несколько обстоятельств, вполне очевидных, но таинственным образом ускользающих от внимания путинской братвы.
Китайский фактор
Всякий, кто застал первую половину восьмидесятых годы прошлого века в возрасте, достаточно зрелом для чтения газет, наверняка помнит перепечатки иностранных статей, полных истерических воплей : «Нам пиздец - идут японцы !!!» Об этом писали в США и Британии, в Канаде и Франции, в Германии и Италии - везде.
И японцы действительно шли. Они скупали миллионы патентов, а потом, внедрив полученные ноу-хау, разоряли целые отрасли промышленности - например, полностью изничтожили производство в США телевизоров и видеомагнитофонов. Кого не могли разорить, тех скупали на корню (отдавая предпочтение банкам и прочим финансовым институтам). Кого не могли купить или разорить, тех серьёзно ущемляли - к примеру, изрядной доли рынка лишились судостроители и производители автомобилей. Без потерь этот период пережили лишь те отрасли, куда японцы, в силу разных причин, не стали влезать (самолётостроение, военная промышленность и пр.)
Казалось, остановить японцев не может ничто. Регулярно вспыхивали торговые войны, которые они столь же регулярно выигрывали. Янки кричали об «экономическом Пирл-Харборе». Из десяти крупнейших в мире банков семь были японскими. Апофеозом «нашествия» стало приобретение Рокфеллеровского центра корпорацией «Мицубиси». Мир с содроганием ждал окончательного экономического порабощения японцами.
И не дождался - в 1990-ом в Японии разразился экономический кризис, и страна погрузилась в депрессию, символом которой стала нулевая ставка рефинансирования. Через 10 лет экономический рост возобновился, но Япония была уже не сверхдержавой, а просто высокоразвитой страной, одной из многих.
Тут самое время задаться вопросом : почему так получилось ? что мешало дальше расти ?
Внимательный взгляд на японскую науку и технику приводит к несколько неожиданному открытию : японцы, мягко говоря, некреативны. Чтобы понять, о чём речь, попробуйте назвать какое-нибудь японское изобретение, которое было бы чем-то большим, нежели усовершенстованием созданного ранее в Европе или Америке. Мне как-то ничего в голову не приходит. Наверняка, есть что-нибудь, да только этого чего-нибудь столь мало и оно столь малозначимо, что известно лишь очень узким специалистам.
Если же попробовать оценить креативность японцев по числу нобелевских лауреатов, обнаруживается интересная закономерность :
лауреатов много, да только какие-то они не вполне японские. К примеру, из физиков «чисто японским» можно считать лишь Хидэки Юкаву (премия 1949 года). Все прочие делали свои «нобелевские» открытия в американских университетах и зачастую в составе команд с другими учёными, обычно американцами. В Японии, несмотря на отличное материально-техническое обеспечение, научная работа как-то не идёт. Очевидо, дело не в мозгах, а в организации процесса.
Японское общество, как, впрочем, и остальные «косоглазые» общества, выстроено по конфуцианским канонам, в основе которых - беспрекословное подчинение младшего старшему. И общество в целом, и каждый коллектив в отдельности выстраиваются аналогично семье, где роль «отца» отводится начальнику, а роли «детей» - подчинённым. «Отец» приказывает, «дети» исполняют. Места для дискуссий нет. А коли нет дискуссий, то ничего нового не создать - все силы направляются на бесконечное повторение или, в лучшем случае, совершенствование уже имеющегося.
Поэтому основой «японского экономического чуда» - в отличие, кстати, от германского - стала массовая скупка патентов. Японцы брали чужие разработки, доводили их до немыслимого совершенства и выводили на рынок продукцию отменного качества по бросовой цене. Пока жизненный цикл продукции был длинным, а рабочая сила дешёвой, такая схема работала отлично.
Однако, по мере развития науки и техники жизненный цикл товаров стал сокращаться. Всё чаще случалось так, что пока японцы занимались совершенствованием какого-то изделия, американцы или европейцы выводили на рынок нечто принципиально новое, и все усилия оказывались напрасными. Да и стоимость японской рабочей силы вплотную приблизилась к американской. В этих условиях поддерживать прежние темпы роста оказалось невозможно. Японское экономическое чудо закончилось.
Китай - это та же Япония, только в 10 раз больше. Если б не победа коммунистов, не было бы ни «японского экономического чуда», ни прочих восточно-азиатских чудес. Был бы один Великий Китай, который к середине 50-х обошёл бы по всем параметрам Совдепию, а ещё через 10 лет на равных конкурировал с США. Великий Мао со своей бандой затормозил развитие Китая на 30 лет (с конца 40-х до конца 70-х). И как только идеологическая удавка ослабела, начался бурный экономический рост. Однако, продолжаться бесконечно он не может.
Китайцы ещё менее креативны, чем японцы. Виной тому и два с половиной тысячелетия конфуцианства, и продолжающееся правление коммунистов, не способствующее развитию культуры дискуссии и научного поиска, и проблемы обработки информации, как следствие принятой в Китае иероглифической письменности.
Каждый иероглиф - это слово. И если нужного термина не было во времена изобретения письменности, то приходится изображать этот термин комбинацией иероглифов, близкой по звучанию. Жестокие проблемы возникают даже при
«переводе» на китайский имён собственных, а при работе с современными научными и техническими терминами ситуация возникает просто катастрофическая : попробуйте-ка написать иероглифами «гравитация» или «синхрофазатрон» при том, что каждый иероглиф - это новый слог, две согласные подряд (не говоря уж о трёх) китайцу не произнести, а звука «р» в китайском вообще нет.
У японцев для иностранных слов есть две азбуки - катакана и хирагана. Одна - для имён собственных, другая - для всяческих терминов (какая для чего, не помню). Поэтому проблем с иностранной терминологией они не испытывают. А у китайцев азбуки нет, мучаются с иероглифами. Что, конечно же, сказывается на результатах труда, особенно интеллектуального.
В сочетании с невысоким средним уровнем образования низкая креативность оказывается неодолимой преградой для создания собственных передовых научных школ. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на
список китайских «нобелевцев» : экономика - 0, химия - 0, физика - 3. Прямо скажем, не густо для страны с миллиардным населением. Более того, изучение биографий физиков показывает, что китайцами они являются лишь по факту рождения, учились же и работали в США. Так что даже эти три премии следует считать не китайскими, а американскими.
Столь же безрадостно обстоит дело и с китайским хай-теком. Япония через четверть века после начала своего «экономического чуда» была представлена на мировых рынках десятками брендов, чьи имена стали синонимами высочайшего качества. Какими брендами представлен Китай через 30 лет после начала своего «чуда» ? Я могу вспомнить только три - BBK (бытовая электроника), Huawei (коммуникационное оборудование) и Great Wall (автомобили). Как-то маловато для второй экономики мира. И качество, надо сказать, весьма среднее.
Короче говоря, если японцы не в состоянии изобретать новое, но могут хотя бы совершенствовать имеющееся, то китайцы не способны даже на это. Их удел - простое копирование и тиражирование.
Как следствие, ни на одном из направлений научно-технического прогресса Китай никогда не будет первым. А будучи вечно вторым (или третьим, или десятым...), он обречён специализироваться на продукции с низкой добавленной стоимостью, то есть оказывается запертым в сегменте low-cost.
На первый вгляд, ничего страшного тут нет - многие компании оперируют в этом сегменте и прекрасно себя чувствуют. Однако, когда в этом сегменте располагается вся национальная экономика, возникают проблемы.
Во-первых, проводить экспансию в сегменте low-cost можно лишь в случае, если этот cost действительно low. А при постоянном росте стоимости ресурсов (рабочей силы, в первую очередь) такое крайне проблематично.
Во-вторых, Китай очень большой и производит ОЧЕНЬ много. Практически каждый житель Земли уже имеет изготовленные в Китае кроссовки, телефон и телевизор. Спрос на ширпотреб удовлетворён чуть менее, чем полностью, и расти в этом сегменте больше НЕКУДА.
Проводя параллели с Японией, можно вспомнить, что «японское экономическое чудо» длилось примерно три с половиной десятилетия - с середины 50-х до 90-го. Китайское чудо длится больше трёх десятилетий - с конца 70-х. Пора на посадку.
Всё вышеизложенное можно было бы счесть пустым теоретизированием, если б не статистика, демонстрирующая замедление темпов экономического роста Китая. Специалисты всех мастей единодушны во мнении, что экономику страны ждёт «посадка», и
спорят лишь о том, будет она мягкой или жёсткой.
Казалось бы, в чём проблема ? Прекратится китайский рост - замрут нефтяные цены. Уровень хороший, падать не должны. С чего им падать-то ?
Дело, однако, в том, что за годы высоких цен производители (добытчики) нефти успели вложить колоссальные средства в разработку новых месторождений и развитие добывающих мощностей. Делалось всё это с основательным запасом - в расчёте на продолжение роста потребления. И вдруг рост прекращается. Но добывающие мощности не могу простаивать - деньги на их создание уже потрачены и их надо «отбивать» ! В итоге, одна лишь стабилизация потребления - даже без намёка на спад ! - неизбежно приведёт к перепроизводству и избытку предложения. Цены же на нефтяном рынке отличаются чрезвычайно высокой эластичностью, и падение спроса на проценты ведёт к падению цен на десятки процентов.
Таким образом, независимо от того, будет «посадки» китайской экономики мягкой или жёсткой, цена нефти просядет очень сильно. А за ней и цена газа обвалится.
Впрочем, если бы негатив исчерпывался действием одного лишь «китайского фактора», Паханат наверняка смог бы устоять и ещё не одно десятилетие отравлять жизнь подданным Властной Вертикали. Однако, беда не приходит одна - помимо китайского, есть ещё несколько факторов, методично и неутомимо работающих на снижение цен.
Но о них - позже.
продолжение