этот симпатичный бывалый паровоз был когда-то весьма популярен.
он тащил Orient Express - тот самый пассажирский поезд класса "люкс", курсирующий между Парижем и Стамбулом с 1883 года.
поезд стал местом действия не только романа Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе", но и других - "Стамбульский экспресс" Грэма Грина, "Если наступит завтра" Сидни Шелдона и пр.
а ведь и правда, по тем временам это был наикрутейший поезд. в 1889 году он преодолевал путь от Парижа до Стамбула (а это более 3000 км) за 67 часов.
маршруты разных лет:
в разное время в «Восточном экспрессе» путешествовали Франц-Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль, Агата Кристи, Альфред Хичкок и другие знаменитости.
открытка 1900 года с его изображением:
история путешествий знает множество знаменитых парусников. несколько пароходов. но только один легендарный поезд.
что вам приходит в голову, когда вы слышите или читаете его название?
имена людей, в нем ездивших. мысли о Лондоне и Венеции, между которыми пролегал его маршрут. синие с золотом вагоны. маленький стамбульский отель, где жила Агата Кристи, воспевшая "Восточный экспресс".
если бы не Агата, сейчас бы его не было.
не случись великой Агате написать "Убийство в Восточном экспрессе", а великому Сидни Люмету снять по роману одноименный фильм, не всплыли бы на поверхность те самые раритетные вагоны, которые сначала оказались в кино, потом - на аукционе, а затем и на рельсах.
вагонов было два, 1920-х годов выпуска, оба курсировали до 1939 года между Лондоном и Венецией, по построенному в 1906 году туннелю Симплон, через Париж, Лозанну, Милан, Венецию, Триест, Белград, Крвени, Корст, Софию и Стамбул, в составе поезда Venice Simplon Orient Express. конечно, вагонов даже в самом первом таком поезде было больше, но только эти два - спальный и ресторан - нашел Люмет, чтобы разместить в них своих трогательных убийц, роли которых он отдал только звездам - Ингрид Бергман, Джону Гилгуду, Майклу Йорку, Ванессе Редгрейв, Шону Коннери и другим. потому что их одних он счел достойными славного имени "Восточного экспресса".
кстати, фильм принес очередного "Оскара" Ингрид Бергман и собрал еще 5 номинаций.
в 1977 году, когда картина давно вышла на экраны, антикварные вагоны были проданы на Sotheby's в Монте-Карло Джеймсу Шервуду. а тот потратил еще четыре года и 16 миллионов долларов на то, чтобы собрать по всей Европе и восстановить 35 оригинальных вагонов - спальных и ресторанов.
25 мая 1982 года, почти через 99 лет после своего рождения, обновленный Venice Simplon Orient Express тронулся в путь.
правда, расстояние от Лондона до границы Франции пассажиры были вынуждены преодолевать в специально восстановленных вагонах British Pullman: пути британских железнодорожников и их континентальных коллег разошлись к тому времени настолько, что во Франции и Англии действовали разные технические стандарты.
но уже к Парижу путешественники подъезжали - и подъезжают теперь - в "Восточном экспрессе", прелесть которого заключается не только в "родных" вагончиках, отделанных в ар деко, и не в стюардах в смокингах, готовых ринуться на призыв клиента, и даже не в комфорте, которым одаривает этот отель на колесах своих гостей. но прежде всего в оригинальном маршруте, который столько лет никто, кроме "Восточного экспресса", не решался повторить.
"Мимо них проплывает длинный, залитый огнями перрон. "Восточный экспресс" отправился в трехдневное путешествие по Европе..."
сейчас паровоз занял почетное место около вокзала Сиркеджи, откуда он отправлялся много лет.
а вот сюда, именно на эту платформу и прибывал легендарный поезд. посмотрите, она выглядит так же, как и в те времена.
по вокзалу мы прогуляемся в продолжении, не отключайтесь :-)
при подготовке поста использована
вот эта статья