Магдебургские ворота в Великом Новгороде. они же Корсунские, Плоцкие, Сигтунские и "немецкие".
May 21, 2014 14:45
Внимание. Поскольку фото из поста вместе со старым фотохостингом испарились, пост переехал на Яндекс.Дзен: ТЫЦ.
[старый текст без фото] Как только не называли средневековые бронзовые двери Софии Новгородской, украшенные прихотливыми рельефами. До сих пор не известно, откуда они приехали в Великий Новгород (и вряд ли когда-нибудь мы это узнаем). Точно можно сказать только то, что эти чужеземного происхождения двери были замечательным образом «славянизированы».
Эти врата - настоящий шедевр. На дверях 48 многофигурных рельефных композиций с библейскими сценами. Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними - перевод на русский язык.
Фото рельефов показаны в порядке расположения их на воротах, сначала левая створка, потом правая, сверху вниз.
С 15 века в Новгороде существовало предание о том, что врата якобы привез из Византии князь Владимир - отсюда и название «Корсунские» (от византийского города Корсунь, это сегодняшний Херсонес в Севастополе). Кстати, именно за походом на Корсунь последовало Крещение Руси. Поход князя Владимира на Корсунь в 988 году
Но все рельефы явно выглядят западноевропейскими и сопровождаются надписями на латыни, а не на греческом. Поэтому, если даже их привезли из Корсуни, это означает, что сначала византийцы сами должны были их откуда-то вывезти.
По еще одной версии, врата изготовили в середине 12 века в немецком городе Магдебурге для польского собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке. Считается, что на вратах среди изображений людей на створках находятся фигуры вероятных заказчиков - магдебургского епископа Вихмана (1152-1192, Германия) и плоцкого епископа Александра (1129-1156, Польша). Якобы епископ Александр заказал для главного храма Плоцка эти врата между 1152-1154 годами, а посредником и распорядителем заказа выступил епископ Вихман. поэтому оба они символически (с указанием имен) и помещены на вратах. Но это предание не представляется убедительным.
Другие предположения появления ворот в Новгороде: разграбление собора в Плоцке литовцами в XIII веке во время военного похода в Мазовии, или подарок польского духовенства новгородскому князю.
Больше всего мне нравится версия о том, что новгородцы привезли врата как трофей из шведского города Сигтуны в 1187 году (на тот момент Сигтуна была крупнейшим шведским городом и столицей). С Сигтунским походом, правда, тоже не вполне ясно, кто же разрушил город. Новгородские летописи молчат, а западные источники называли нападавших сначала просто язычниками (православные в эту категорию вполне попадают), и лишь три века спустя очередная хроника утверждает, что нападение совершили карелы и новгородцы-русичи. В ещё более поздних источниках упоминаются эсты, и в целом вышеназванные народы комбинируются в разных соотношениях.
Версия военного трофея выглядит более правдоподобной по нескольким причинам. Во-первых, врата являлись исключительно ценным предметом католического церковного культа и невозможно предполагать, чтобы католики продали их неверным «схизматикам». Во-вторых, новгородцы вряд ли стали бы покупать предмет католического культа для украшения своей главной святыни (тем более что ряд изображений на вратах неприемлем в качестве оформления православного собора). В-третьих, ворота явно были собраны в Новгороде с нарушением прежней композиции: многие части при перевозке были потеряны и заменены рельефами и украшениями из другого памятника подобного рода, несколько отличавшегося по стилю. Все это говорит о том, что врата привезены в Новгород не в результате покупки (в этом случае была бы тщательно зафиксирована первоначальная композиция и были бы сохранены все детали), а как военная добыча.
В-четвёртых, спустя почти пять веков шведы, оккупировавшие Новгородскую землю во время Смуты, попытались вернуть утраченную реликвию. Сохранилась переписка между шведским военачальником Якобом Делагарди, не рискнувшим взять врата, и государственным канцлером Акселем Оксеншерна:
"Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны, - то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата… служат входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти врата."
Врата так и остались в Новгороде. Сначала она находились в приделе Рождества Богоматери Софии Новгородской, а затем были перенесены в западный портал собора. Сейчас их открывают только на праздники, когда в Софийском соборе служит архиепископ Новгородский и Старорусский.
Как описывается разграбление Сигтуны в хрониках Эрика:
Свеям урон наносили огромный
козни карелов - язычников темных.
До вод Мелара они доплывали,
будь сильный шторм иль спокойные дали.
Шли, не стесняясь, шхерами свеев,
гости незваные, злобу лелея.
Плыли до Сигтуны раз корабли.
Город сожгли и исчезли в дали.
Жгли всё дотла и многих убили.
Город с тех пор так и не возродили.
Архиепископ Йон там сражен.
Весел язычник, в радости он,
что у крещенных так плохи дела.
Русским, карелам смелость дала
мысль та, что свеям не устоять
и можно смело страну разорять.
Чистую правду поведал здесь я:
славный погиб в Асканесе Йон ярл,
тот, что последние девять лет,
дом свой не видя, в латы одет,
с русскими и ижорой сражался.
В нижней части левого створа врат (фото выше) помещены фигуры мастеров, которые, вернее всего (историки в этом согласны), врата отливали, - Риквина и Вайсмута. надпись на латыни поясняет: «Риквин меня сделал».
В средней части левого створа имеется пластина с изображением человека, а над изображением - русская надпись: «Мастер Авраам». Здесь тоже нет второго мнения - это новгородский литейщик, который собирал врата после того как их привезли в Новгород, и дополнял их фигурами собственной работы (или снятыми с аналогичных ворот деталями) и древнерусскими надписями. Не случайно в его руках мы видим молот и клещи.
Дверные рукояти по средневековой традиции изготовлены в виде звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями. Считается, что эти барельефы олицетворяют Ад и неизбежность Страшного суда. В пасти масок - человеческие головы. Явно грешников.
А теперь фото правой створки врат (просто подряд, сверху вниз).
А на этом всё. При подготовке поста использованы материалы: тыц и тыц. Фото мои.