Предисловие: хотелось бы, чтобы эту статью внимательно прочитали как российские, так и украинские серьёзные люди.
Чтобы прервать цепь неудач и продолжить двигаться вперёд, к лучшей жизни, как это было, в частности, в 60-е годы прошлого века, надо хорошо разобраться в причинах нашего катастрофического поражения, приведшего к распаду на наших глазах нашего великого государства - второго в мире по совокупному потенциалу. Нужно в достаточной мере углубиться в суть советского проекта.
И сделать это, мне кажется, могут только люди старшего поколения, знающие историю СССР не только по учебникам, но и погруженные тогда в контекст эпохи и обязательно продолжающие любить свою потерянную Родину.
Вот этим углублением я и попробую сейчас, в который раз, заняться. :-)
Итак, в чём было отличие советского мировоззрения от мировоззрения других «миров» - Запада, Китая и проч.?
Добиться высокого уровня материальной жизни? Думаю, что нет.
Мне кажется, что такой сравнительно неблизкой целью, которая постепенно, на протяжении нескольких десятилетий, проявлялась (как фотография в проявителе) в сознании элиты (то есть наиболее умной, социально продвинутой части общества, и далеко не только правящей), был выход на космические горизонты. И в связи с этим постепенное «заражение» этого самого общественного сознания, сознания народа научно-техническим романтизмом.
То есть наш народ тогда (лет девяносто назад) почему-то не соблазнился хоть похожей, но совсем другой философией - философией научно-технического прагматизма (характерного, мне кажется, для Америки тех лет)
Далеко не все мои возрастные читатели согласятся с таким утверждением. Но те, кто увлекался в юности научной фантастикой, меня, наверное, поймут.
Советский проект предполагал существенно другое отношение к миру по сравнению с тем, которое было характерно для той эпохи.
Мы нарисовали себе Утопию, которую не только хотелось, но и можно было бы осуществить, соединяя рациональные и научно-технически обоснованные доводы с желаемым идеалом.
Что касается желаемого идеала, то он был выработан в мире (естественно, не на пустом месте) в эпоху научно-технических революций XVIII-XIX веков. Но по ряду объективных и субъективных причин начал воплощаться (после Октябрьской революции) именно в новой России (переформатированной чуть позже в СССР).
(Каков этот идеал - писать здесь не буду. Он подробно изложен мною в 14 базовых пунктах советских принципов и ценностей:
http://sumy-grad.livejournal.com/104516.html)
А какие вообще есть основные варианты отношения к миру?
1) человек (или сообщество) принимает мир с его базовыми ценностями таким, каким он ему дан, каким человек застиг его фактом своего рождения; он выстраивает свои отношения с миром, подчиняясь ему (считает допустимым «прогибаться под изменчивый мир») и у него не возникает мысли, что его, этот мир, можно и, может быть, нужно изменять, то есть вступать с ним в противостояние;
2) человек (или сообщество) выстраивает свои отношения с миром, исходя из того, что его можно изменять, совершенствовать;
Причём, во втором случае тоже есть два варианта: 2а) изменять мир, меняя свою человеческую сущность, дегуманизируясь; 2б) наоборот, делать это, вставая на защиту гуманистических начал, выработанных в процессе восхождения человечества.
Так вот, в основе советского проекта с его научно-техническим романтизмом лежит именно то отношение к миру, которое сформулировано в п.п.2 и 2б. То есть проектом предполагается, что:
• мир наш - не самый совершенный и подлежит изменению; человек не подчиняется данному состоянию мира, а вступает в противостояние с ним;
• человек сохраняет и утверждает собственную человечность и гуманизм в любых противостояниях и в любых проявлениях борьбы за свои идеалы.
И опорой и инструментом для такого изменения мира служат не абстрактные интеллигентские призывы и религиозные "нравоучительства", а разум, научное осмысление мира, весь объем научно-технических достижений, созданных человечеством в своем развитии.
Итак, основной постулат научно-технического романтизма: мир познаваем и изменяем; мы можем познать его - благодаря научному исследованию, изменить - благодаря достижениям науки и техники, но при этом остаться людьми, сохранив всё то идеально значимое, что создано в этом мире.
Вот в такой формулировке научно-технический романтизм и есть суть и квинтэссенция советского проекта.
Именно такое, оптимистическое («мы рождены, чтоб сказку сделать былью»), настроение было характерно для советской эпохи 20-60-х годов. (Ну, а далее, в 70-80 годы, оно, по моим воспоминаниям, шло уже на убыль.)
Эра научно-технического романтизма откровенно началась у нас в 1957 году с запуском первого искусственного спутника Земли. Началось время беспредельной веры в могущество науки, особенно физики. Именно тогда физики успешно побеждали лириков, конкурс в физические вузы зашкаливал, а самым популярным мужчиной в стране был Алексей Баталов, сыгравший физика Гусева в фильме “Девять днях одного года”».
(окончание следует)