Конечно, чтобы получить ответ на этот вопрос, можно просто почитать статьи в википедии - например:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 Однако выскажу и свою точку зрения на этот феномен последних советских десятилетий (хотя диссидентство - это далеко не только советское политические явление). Тем более, что приходилось соприкасаться, плотно общаться (в Москве, в Америке, в Киеве…) с некоторыми известными диссидентами. Тем более, что деятельность диссидентов очень сильно поспособствовала развалу СССР, которому я посвятил здесь уже немало статей.
Итак, что вспоминается из 60-70-х годов, когда думаешь на эту тему?
Диссиденты не есть некая группа лиц, объединённых общей идеологией.
Да, они не были согласны с проводимой в стране политикой, с вектором её движения, со всякими частностями, но по разным причинам.
Как мне кажется, процентов на 90 это были «западники», то есть люди, для которых образцом для подражания был Запад. Которые искали защиту от естественных притеснений и преследований со стороны «органов» именно на Западе. Функционеры которых кормились из западных фондов. Они, в основном, были приверженцами либеральной идеологии.
Поэтому вполне понятно, что на протяжении нескольких десятилетий советские диссиденты широким сознанием воспринимались именно как «западники». И здесь ничего особенного я не скажу. Только позволю дать им определение - «правые» диссиденты.
В настоящей же статье хотел бы сказать несколько слов о людям, которые тоже не хотели мириться с существующими в реальном СССР порядками, настроениями, вектором развития, общественной моралью и т.д. Но они критиковали власть, общество как бы не с позиций Запада, а с коммунистических позиций.
Таких диссидентов, в отличие от «правых», я называю «левыми». И было их совсем немного.
Они тоже не чувствовали себя в безопасности. Их не очень жаловали власти. Иногда даже слишком не жаловали. В лучшем случае, не проявляли к их профессиональной деятельности должной позитивной заинтересованности. И имели к этому основания. Ведь «Левые» диссиденты стремились к нравственному идеалу в общественных отношениях, во внутренней политике. А власть в те времена формировалась (так сложилось исторически) не столько по критерию нравственности номенклатурных работников, сколько по другим критериям. Поэтому они, «левые» диссиденты, вызывали у номенклатуры подозрение, психологическое неприятие.
Наиболее яркими представителями «левого крыла» диссидентства были, на мой взгляд, три крупных личности ХХ века: писатели-фантасты Иван Ефремов, Олесь Бердник и учитель-новатор Василий Сухомлинский. По крайней мере, другие примеры не приходят мне в голову.
Иван Ефремов:
Олесь Бердник:
Василий Сухомлинский:
Я не ставлю себе целью описывать здесь взаимоотношения этих трёх выдающихся личностей с властями, с чиновничеством, от которого они так или иначе зависели и к которому приходилось, ради возможности проповедовать высокие идеи, как-то приспосабливаться.
С борьбой Василия Сухомлинского против системы читатель может познакомиться, например, по статье Г.Д.Глейзера «Сухомлинский - Сердце, отданное детям», 2013 г.
(См.
http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2013/06/30/g-d-gleyzer-sukhomlinskiy-serdtse-otdannoe)
Борьба Олеся Бердника против системы (и борьба системы против него) хорошо описана его дочерью Мирославой - например, в сегодняшней статье «Именем моего отца…» (См.
http://varjag-2007.livejournal.com/8922542.html).
Ну, а что касается взаимоотношений Ивана Ефремова с властью (тоже очень жёстких), то этому посвящены многие страницы книги О.Ерёминой и Н.Смирнова «Иван Ефремов» (серия ЖЗЛ), 2013 год. Возможно, она ещё продаётся в крупных книжных магазинах больших городов. Электронной версии этой книги в сети, по-моему, ещё нет.
Мне кажется, что этот отвергнутый советской номенклатурой идеал справедливой, счастливой страны, о которой мечтали "левые" диссиденты, сейчас проговаривается, вынашивается новыми поколениями нашего (теперь уже постсоветского) народа под названием СССР-2.0.
Так что когда вы слышите слово «диссидент», не представляйте себе обязательно образ акад. А.Д.Сахарова. Есть ещё и совсем, совсем другие, "противоположные" диссиденты.