Спасибо всем, кто взялся
рассудить семейный спор. Итоги голосования я подведу через пару дней, чтобы дать возможность высказаться всем желающим, а пока продолжу свой рассказ о Бунинских красавицах. Рассказывать буду сокращенно и без формул, но всем, кого интересуют подробности сюжетного формализма, готова выслать полный текст: там всего-то 200 страниц.
Итак, каждую из 44 героинь цикла “Темные аллеи” можно отнести к одному из 6 типов внешности на основании роста и комплекции:
высокие
невысокие
очень худые
3 (удлиненные)
худые
1 (стройные)
2 (маленькие)
полные
6 (статные)
5 (округлые)
очень полные
4 (очень полные)
Самое любопытное, что героини, отнесенные на основании этих двух формальных признаков к некоторому типу, оказываются похожи и другими чертами внешности, уже никак не связанными с ростом и комплекцией, а кроме того поведением и судьбой.
Сегодня я хочу поговорить о первом типе.
Основные признаки
"стройных"
Дополнительные признаки "стройных"
Субъективные признаки
Нерелевантные признаки
Табуированные признаки
стройные (изящные, тоненькие, легкие, гибкие), высокие, тонкая талия, стройные (легкие) ноги, тонкие щиколотки
черные глаза, великолепные черные брови и ресницы, тонкие руки, тонкие (изящные) черты, полновесные бедра, маленькая ножка
ясный взгляд, очень красивые, изысканные, “неземные”
цвет волос, размер и форма бюста
“тяжелое”, “грубое”, “заурядное”
К этому типу относится строго 10 героинь: Надежда («Темные аллеи»), она («Поздний час»), Клавдия Александровна («Зойка и Валерия»), Галя («Галя Ганская»), Генрих («Генрих»), Натали («Натали»), она («Речной трактир»), она («Начало»), Елена Николаевна («Ворон»), она («Камарг»). Кроме того, черты этого типа присутствуют во внешности Руси, героини рассказа “Качели” и героини рассказа “Чистый понедельник”.
Все героини типа 1 стройные, изящные, тоненькие, легкие, гибкие:
какой стан! (Надежда);
тонкий стан (“Поздний час”);
маме сорок лет, но ведь она стройна, как барышня (Клавдия Александровна);
тоненькая девушка (Галя);
талия у нее была тонкая (Генрих);
стройненькая, еще хрупкая… сложена, как молоденькая нимфа… тонкий стан (Натали);
очень стройная, изящная девушка (“Речной трактир”);
худенькая девушка… она держалась легко и стройно (Елена Николаевна);
гибкая талия (“Камарг”);
стройный стан (“Качели”).
Все они необыкновенно хороши собой, что подчеркивается особо:
Ах, как хороша ты была! Как горяча, как прекрасна! (Надежда);
страшно моложава, и такая красивая! (Клавдия Александровна);
удивительно хорошенькая, прелестна просто на удивление! (Галя);
Я вышел на балкон изумленный: в самом деле, красавица! (Натали);
хороша она была во всем этом удивительно (“Речной трактир”);
мертвенная, но прекрасная бледность… губы, совершенно мучительные в своей притягательности (“Начало”);
прелестная молоденькая жена (Елена Николаевна);
измученный ее красотой (“Камарг”);
она была живописна, даже иконописна (“Руся”);
прекрасное лицо (“Качели”);
Мы оба были… настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами (“Чистый понедельник”).
Кроме того, они непременно высокого роста (если их рост упоминается):
высокая ростом (Клавдия Александровна);
я ростом даже немножко выше вас (Галя);
очень высокая (Генрих);
высокая (Натали);
похожа на высокого мальчика (“Речной трактир”);
высокая (“Руся”).
Еще одна их отличительная особенность - стройные, легкие ноги:
легкие ноги (Надежда);
стройные ножки (Галя);
легкие точеные щиколки (Генрих);
тонкие породистые щиколки (Натали);
тонкость щиколок (“Начало”);
легконогая (Елена Николаевна).
Очень часто у “стройных” героинь бывают прекрасные лучистые черные глаза и ясный взгляд, хотя этот признак не является определяющим. В отдельных случаях глаза у подобных героинь могут быть, например, синими или серыми, в то время как черноглазыми бывают и героини других типов. “Стройным” героиням присущи также великолепные черные брови и ресницы, однако эта особенность тоже не является их исключительной привилегией:
чернобровая… какие глаза! (Надежда);
черные молодые глаза… ясный взгляд… лучистое мерцание твоих глаз (“Поздний час”);
живые янтарно-коричневые глаза (Генрих);
И даже не глаза, а черные солнца, выражаясь по-персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже черные (Натали);
черноглазая… дивные черные тонкие брови и ресницы (“Начало”);
глаза золотисто-карие (“Камарг”);
черные глаза, черные брови (“Руся”);
мягко блестящие, как черный соболий мех брови, черные, как бархатный уголь, глаза (“Чистый понедельник”).
Им присущи также тонкость рук, изящество черт. В их облике не может быть ничего грубого и тяжелого. Даже самые незначимые детали их внешности отличаются изысканностью:
маленькая ладонь (Галя);
тонкие, как у англичанки, черты лица (Генрих);
очень стройная, изящная девушка… тонкая девичья рука (“Речной трактир”);
тонкие руки (Елена Николаевна);
маленький след (“Чистый понедельник”).
Единственное, что может быть “полновесным” у этих воздушных героинь - бедра:
Талия у нее была тонкая, бедра полновесные, щиколки легкие, точеные (Генрих);
Тонкая талия, лира зада (“Речной трактир”);
все то непередаваемое, что есть в лежащем женском теле, в полноте бедер и тонкости щиколок (“Начало”).
И, наконец, во внешности идеальных героинь нередко присутствуют
“эстетические аномалии”. К деталям же, совершенно для данного типа несущественным, можно отнести цвет волос и форму бюста. “Стройные” героини чаще бывают брюнетками, однако среди них встречаются также блондинки и рыжие. Бюст у них может быть большим или маленьким, груди - округлыми или острыми.
Героини данного типа чаще всего участвуют в ситуации “взаимной любви”, что предопределяется их внешностью. Эта ситуация - наиболее типичная и классическая, своеобразный канон любовной истории:
Герой влюбляется в прекрасную героиню, социальный статус и возраст которой примерно соответствуют его статусу и возрасту, он выступает инициатором любовных отношений, и героиня отвечает ему взаимностью. На протяжении всего романа лицом, принимающим решение, остается герой, однако героиня является активной и равноправной участницей истории, так что перед нами, прежде всего, пара.
Неземной облик «стройных» своеобразно влияет на развитие сюжета: истории с их участием обычно заканчиваются трагически:
Героиня
Развязка
Надежда
Всю жизнь хранит верность бросившему ее герою.
Поздний час
Умирает молодой.
Генрих
Ее убивает соперник.
Натали
Умирает в родах.
Елена Николаевна
Выходит замуж за нелюбимого.
Чистый понедельник
Уходит в монастырь.
Галя
Кончает жизнь самоубийством.
Руся
Мать разлучает ее с любимым.
Квинтэссенцией типа можно считать героиню рассказа “Поздний час”. Первая любовь героя, стройная и черноглазая, она умирает совсем юной, и воспоминание об этой прекрасной девушке остается с ним на всю жизнь.